Эколого-валеологическая компетенция

Эколого-валеологическая компетенция связана с пониманием сущности и взаимосвязи социальных и природных процессов, эволюцией научных идей на ответственное отношение к окружающей среде, с формированием природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения, с утверждением ценностей жизни, здоровья и здорового образа жизни, с укреплением здоровья во всех его аспектах (физическом, психологическом, социальном); с формированием экологической культуры и культуры здоровья.

В основе формирования данной компетенции – ценности: жизнь, человечество, природа, земля, здоровье.

Понятие "экология" и проблемы формирования экологической компетенции

Слово "экология" произошло от греческого "ойкос" – "дом". В современной научной трактовке экология – наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

В XX в. человек закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Это привело к тому, что человечество своей жизнью стало единым целым. Экологические проблемы современного мира затрагивают мир в целом и неизбежно сказываются на любой сфере человеческой жизнедеятельности и любом человеке. В силу этого проблема экологии планеты относится к числу глобальных.

Наиболее острыми проблемами современности в докладе Римскому клубу "Пределы роста" (1972 г.) были названы: рост численности населения, увеличивающаяся нехватка продуктов питания, истощение запасов невозобновимых ресурсов, деградация природной среды.

В другом важном документе "Повестка дня на XXI век" (1992 г.) острыми проблемами современности названы: нищета, голод, ухудшение здоровья населения, неграмотность, продолжающееся ухудшение состояния экосистем. Озвученные в данных документах проблемы охватили современный мир, становится все более актуальными.

В результате поиска решения проблемы сохранения равновесного состояния природы и человека в условиях расширения промышленного производство, связанного с экспансией природы, родилась концепция устойчивого развития.

Устойчивое развитие – это модель развития глобальной экосистемы, при котором сохраняется динамическое равновесие между отдельными ее подсистемами (природа, социум, геосистемы). Данная модель ориентирована на сознательные самоограничение человеком расходования невозобновимых природных ресурсов, ограничение и регулирование народонаселения, потребления, производства, отказ от чрезмерной эксплуатации высокоразвитыми странами природных ресурсов слаборазвитых стран.

Экологическая проблема в современном мире стала не только проблемой культуры. Это уже проблема выживания. Тревогу сегодняшнего дня хорошо выразил И. Ильинский: сегодня мир переживает момент, которого никогда не было в истории человечества: оно стоит перед дилеммой "быть или не быть". "Чувства должны ударить по Рассудку, вывести из прострации и включить его. Мощь разума должна соединиться с моральной энергией еще до того момента, когда “грянет гром”. Великая опасность должна вызвать Великий страх". В основе решения проблемы, по мнению И. Ильинского, лежит понимание необходимости мобилизации, развития и эффективного использования всех существующих ресурсов человечества (природных, экономических, финансовых, управленческих), но прежде всего главного из всех ресурсов – человеческого.

Проблемы экологического воспитания, по мнению современных ученых, связаны напрямую с потребительским мышлением человека. Сегодня должен воспитываться новый тип культуры потребления – планетарное мышление. Культура технократического общества, ориентированная на рост цивилизационных показателей, сформировавшая его устои, нравственные нормы и ценностные ориентиры, исчерпала свои возможности и оказалась неспособной поддерживать уровень отношений с природой, необходимый для устойчивого и гармоничного соразвития. "Экологический кризис – это, прежде всего, кризис образца культуры, сложившегося в рамках техногенной цивилизации, кризис прежних идеалов и ценностей, кризис личности, которая в отношении с окружающим миром ставит выше всего индивидуальные интересы и приоритеты".

Суть обозначенных проблем однозначно указывает на то, что человек должен рассматривать себя как часть среды и заботиться о создании экологически здоровой среды.