Об эколого-правовых последствиях вступления в ВТО

При подготовке вступления РФ в ВТО возникает немало дискуссионных экологических и правовых вопросов, в частности по поводу оценок всего положительного и всего отрицательного, что несет членство в ВТО. Открытость и прогноз экономических, природоресурсных, природоохранных, правовых последствий являются обязательными требованиями подготовки и заключения важнейших для общества и страны соглашений. Многие едины в том, что вступление в ВТО повлечет необходимость изменения экономического механизма охраны окружающей среды, регулирующей его соответствующей нормативно-правовой базы, ее гармонизации с требованиями международного торгового сообщества. Кто-нибудь провел инвентаризацию или кто-либо читал итог этой инвентаризации с перечнем законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов министерств с реестром новых эколого-правовых и иных актов либо изменений, дополнений в принятые акты?

Косметическими поправками дело ограничиться не может – предстоит, по-видимому (подробностей общественность точно не знает), коренное совершенствование российского законодательства, затрагивающего природоохранный экономический механизм. Не исключено такое реформирование российского экологического права, которое может повлечь создание новых, в том числе эколого-правовых и экономических институтов, то есть комплексов однородных норм и предписаний, регулирующих крупные схожие проблемы и общественные отношения, объединяемые одной темой.

Серьезные изменения и появление новых правовых институтов могут понадобиться не в одной, а в нескольких отраслях права и законодательства, поскольку коммерческая, торговая деятельность, базируясь на требованиях прежде всего гражданского, предпринимательского, арбитражного, гражданского процессуального права, затрагивает вопросы, регулируемые финансовым, налоговым, информационным, экологическим (природоохранным, природоресурсным), аграрным и многими иными отраслями российского законодательства.

Затевая вступление в ВТО, надо представлять и планировать этот объем законопроектных работ, намечать сроки и ответственных за их осуществление, распределять силы, просчитать последствия, в частности многочисленные, связанные друг с другом изменения в российской правовой, в том числе эколого-правовой, экономической, системе. Правовое общественное сознание нередко полагает возможность быстрого осуществления подобной работы и, хотя ее объем пока, во всяком случае публично, не просчитан до конца, делать ее надо компетентно и профессионально, как говорили древние, "поспешая не торопясь".

Иначе проявится отмечаемая в печати готовность депутатов весело и с огоньком принимать любые исходящие от правительства законы без вдумчивого их обсуждения, чтобы спустя некоторое время столь же "осмысленно" начинать увлекательное мероприятие под названием "внесение поправок в ранее принятые поправки"[1]. Однако при надлежащей организации всей этой работы (инвентаризация, прогноз, имплементация – включение зарубежных норм, инкорпорация как вид систематизации нормативных правовых актов и т.д.) ее можно, хотя и нс быстро и с трудностями, осуществить. Главное, представляется, в том, что придется от слов, строчек актов перейти к делу, к выполнению принятых, опубликованных и призванных вступить в действие эколого-правовых предписаний.

Известно в продолжение веков, что строгость и даже жестокость российских законов зачастую компенсируются их неисполняемостью. Но в условиях открытости регулируемых правом общественных торговых и экологических отношений, при их проверке и подчинении международному контролю и надзору несоблюдение требований ВТО и законов, могущее повлечь либо повлекшее убытки, будет сопровождаться не просто резкой критикой, к чему держава привыкает, но и существенными правовыми и экономическими санкциями в соответствии с международными правилами и обычаями делового оборота.

Россия приняла на себя обязательства бывшего СССР в области охраны ряда природных ресурсов и природных объектов, которые были в соглашениях, заключенных в период отсутствия в стране международных неправительственных организаций и всеобъемлющего международного контроля объектов охраны окружающей среды. Подвергаясь критике за состояние их выполнения, страна провела и продолжает проводить надлежащую огромную работу, создавать безотказные экономические и правовые механизмы по обеспечению применения наднациональных требований, с которыми мы согласились.

Часть авторитетных конвенций пока не применяются ввиду неготовности ряда российских институтов и отсутствия ряда условий. Например, Конвенция об информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по делам экологического характера (принята в Орхусе 25 июня 1998 г.). Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (заключена в Эспо 25 февраля 1991 г.) предполагают завершение судебной реформы, иной уровень экологической культуры и образования, исполнительскую дисциплину природоохранного аппарата и правоохранительного механизма.

Действия экологической общественности, средств массовой информации, повышение информационного обслуживания граждан, улучшение системы оказания им экологических услуг, изменения и дополнения экономического природоохранного механизма и регулирующего его действие права и законодательства, направленные на его модернизацию, приближают возможности подписания и ратификации указанных и иных признанных европейским и мировым сообществом договоренностей, направленных на внедрение природоохранных стандартов и регламентов. И этот путь – просчитывание и предварительная, тщательная подготовка к выполнению правовых актов имеет перспективу и представляется конструктивным, особенно при развитии рыночных торговых отношений, основанных на добросовестной конкуренции, антимонополизме и предпринимательстве. Иначе, как говорится в пословице, можно прокукарекать, но не рассветет, подписать соглашения и не выполнить их.

В настоящее время мало кто отрицает возможность каждой страны в условиях глобализации торговых и иных экономических порядков иметь специфику своей экономической и правовой системы и эколого-правового развития, обусловленную историческими, социальными, нравственными и прочими особенностями. И каждый раз, поступаясь ею, входя в межгосударственные объединения, желательно конструктивно брать на вооружение все прогрессивное, что наработано человечеством, органично и со знанием дела вписывать его в свои правила и традиции. При этом семь раз отмерить, прежде чем отрезать.