Введение

На протяжении всей истории развития человечества люди оперировали информацией. На самом раннем этапе развития обмен информацией происходил на естественном языке. Затем появилась письменность, стала обрабатываться числовая информация, создавались библиотеки и механические счетные устройства. К середине XX в. количество информации стало резко возрастать, были созданы электронно-вычислительные машины (ЭВМ), позволяющие обрабатывать огромные информационные массивы, появилась наука – информатика.

Слово "информатика" (informatique, гибрид французских слов "information" и "automatique") вошло в научный оборот в 1960-е гг., когда были созданы специальные устройства – компьютеры, объединившие в одной системе хранение и автоматизированную обработку как числовой, так и текстовой (символьной) информации. В англоязычной литературе близкий термин "computer science" означает изучение вычислительной техники, ее устройств, программного обеспечения, компьютерных технологий обработки информации.

Выделение информатики в самостоятельную область человеческой деятельности связано с развитием вычислительной техники, и в первую очередь с появлением в середине 1970-х гг. микропроцессоров и персональных компьютеров. В нашей стране с начала 1980-х гг. информатика утвердилась как комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты систем переработки информации на базе ЭВМ, начиная от их разработки, создания и применения до воздействия на различные области социальной практики. Сегодня информатика становится естественно-научной дисциплиной, предметом которой являются информационные процессы, протекающие в природе, обществе и технических системах. Информатика опирается на методы, основанные на взаимодействии программных и аппаратных средств вычислительной техники с другими техническими системами, человеком и обществом.

В широком смысле информатика – это единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью компьютерных систем во всех сферах человеческой деятельности.

Информатика – отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности, в том числе с помощью компьютеров и программ обработки информации.

Эта комплексная научно-техническая дисциплина по темпам роста, широте приложений, мощности влияния на экономику, науку, культуру и общество далеко превосходит другие научные направления. Помимо аппаратных и программных средств информатика учитывает организационные и человеческие аспекты, имеет производственные, коммерческие, управленческие, политические, образовательные, культурные и иные приложения.

Будучи фундаментальной наукой о процессах преобразования информации, информатика немыслима без математического моделирования, вычислительной техники, программного обеспечения и алгоритмических средств. Информатика использует другие фундаментальные науки (например, математику, психологию, социологию), прикладные науки, а также инженерные дисциплины при выборе принципов решения, в разработке проблем. Дело в том, что информация, ее свойства служат объектом исследования различных научных дисциплин, поэтому для создания методов и устройств управления информацией и ее обработки используются концепции наук, связанных с технологией и управлением (вычислительная техника, лингвистика, психология, библиотековедение и др.).

Работа с информацией опирается на технологию информационной коммуникации общества, технологию компьютерных сетей передачи данных. Создающиеся технологии медиасерверов, способных собирать и хранить огромнейшие объемы информации, передавать их по сверхскоростным информационным магистралям в реальном времени одновременно по множеству запросов, в сочетании с тенденцией миниатюризации компьютерных устройств делают вычислительные средства и системы вездесущими в повседневной жизни. Информатика используется в переговорах, поддержке принятия решений, формировании стратегии, планировании и оценке экономических параметров, является основой управления.

Профессиональный аспект информатики – обучение навыкам ее применения в отраслевых профессиях и специальностях, использования информации и информационных систем в управлении. Профессиональная практика подразумевает знакомство с традициями техники, требует навыков коммуникации и решения реальных проблем. Овладеть знанием – значит уметь быстро ориентироваться в потоке новой информации. Затраты на поиск необходимой информации не должны превышать экономические выгоды от ее применения.

Компьютеры и информационные технологии становятся профессиональным инструментом во всех государственных учреждениях, корпорациях и небольших компаниях, в образовании на всех уровнях. Их преимущества – относительная дешевизна и свобода подготовки текстов; автоматическое создание таблиц; электронное делопроизводство; ведение баз данных, индексация дел, документов; быстрый и удобный информационный обмен с сотрудниками, клиентами, другими организациями. Профессиональная деятельность все больше становится зависимой от степени информированности человека, его способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках специалист любого профиля с помощью компьютерных вычислительных средств и систем должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию.

Возник ряд "отраслевых" научных направлений информатики: организованы кафедры и отделы социальной, экономической, правовой, медицинской информатики, создаются новые специальности и направления.

Многие сферы профессиональной деятельности применяют информационные технологии, формируют свое приложение этих технологий. Существуют такие понятия, как экономическая информатика, правовая информатика, социальная информатика, биоинформатика и др. Развитие информатики сопровождается наведением и усилением межпредметных связей, способствует информационным процессам в обществе, природе и познании, получению целостной, системной картины мира.

Например, изменения в информационном законодательстве России, которое анализирует и систематизирует правовая информатика, как модифицируют прикладные информационные технологии и процессы, так и влияют на границы их применения в других "отраслях" информатики.

В данном издании учебника учтены изменения, внесенные в 2012–2013 гг. в федеральные законы №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", №152-ФЗ "О персональных данных", №63-Ф3 "Об электронной подписи".

Информационные технологии как учебная дисциплина обеспечивают инструментарий формирования общекультурных компетенций бакалавра, являются одним из основополагающих теоретических, методических и практических элементов формирования у студента современного мышления, основанного на понимании роли электронной (цифровой) информации в различных сферах деятельности и самом процессе обучения, преимуществ создания, получения (доступа), обработки и использования информации с помощью компьютерной техники и информационных коммуникаций.

В результате изучения материалов данного учебника, по общим итогам освоения дисциплины "Информационные технологии" студент должен обладать следующими компетенциями:

знать

• сущность и значение информации, информационных и информационно-коммуникационных технологий в практическом функционировании и развитии современного человека и общества;

• понятийный аппарат в области информационных технологий;

• основные методы, способы и средства получения, храпения, переработки информации;

• опасности и угрозы потери информации, возникающие в процессе применения информационных технологий;

• этические нормы и правовые меры защиты информации, основы авторского нрава, требования информационной безопасности;

• основные принципы функционирования электронного бизнеса;

уметь

создавать и редактировать тексты и массивы данных профессионального назначения;

• работать с различными носителями и хранилищами информации;

• работать с различными локальными и глобальными электронными информационными ресурсами, системами и базами знаний в процессе обучения и будущего решения профессиональных задач;

владеть

• навыками работы с компьютером как средством создания, извлечения и управления информацией различного вида;

• навыками работы с сетевыми офисными программами и системами электронного документооборота;

• навыками поиска, оценивания информации и обмена ею в глобальных сетях;

• навыками безопасной работы на компьютере и защиты электронной информации.

Далее по главам в учебнике приводится более развернутое описание компетенций. Учебник предлагает знания, необходимые для получения перечисленных компетенций, достаточными они станут в результате правильного сочетания с практической и самостоятельной работой на компьютере и в сети Интернет по соответствующим темам.