Экологичность

Железные дороги, особенно электрифицированные, являются экологичным видом транспорта. Они выгодно отличаются от главного конкурента — автомобильного транспорта, потребляя в среднем на 50—60% меньше топлива и, соответственно, производя при этом меньше вредных выбросов в атмосферу. Если говорить об объемах вредных выбросов в расчете на единицу полезной транспортной работы, то железные дороги превосходят и внутренний водный транспорт, поскольку при перевозках по рекам из-за их извилистости приходится, как правило, преодолевать большие расстояния между заданными пунктами. Отчуждение земель при строительстве железных дорог меньше, чем при сооружении автомагистралей.

Один из главных принципов "зеленой логистики" заключается в стремлении любым способом переключить грузовые перевозки на железнодорожный транспорт, а многие железнодорожные компании мира стремятся использовать экологичность как свое основное конкурентное преимущество (см. параграф 7.4).

Основные соглашения, регулирующие международные перевозки

Международные перевозки железнодорожным транспортом регулируются системой региональных соглашений.

В Западной Европе, а также в ряде стран Северной Африки и Среднего Востока действует одно из старейших межправительственных соглашений в области транспорта — Международная конвенция по перевозке грузов по железным дорогам, заключенная еще в 1890 г. в Берне (Швейцария). В 1980 г. на основе этой конвенции было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках — СОТ1Р. В части, относящейся к перевозкам грузов, этот документ принято именовать "Бернские международные грузовые конвенции" (С/М-СОГО71), поскольку, помимо основного текста, он включает ряд единых постановлений, правил и соглашений, в частности Соглашение о перевозке грузов курьерской скоростью, Правила международного грузового сообщения, Правила перевозок опасных грузов и др. При перевозке грузов применяется накладная единого образца — так называемая накладная С1М.

В то же время на территории Евразии действует соглашение СМГС, разработанное еще в рамках Совета экономической взаимопомощи социалистических государств и вступившее в действие с 1 ноября 1951 г. В отличие от СШ-СОТ1Р, это не межправительственное соглашение, а документ, подписанный железнодорожными ведомствами соответствующих стран. Участниками СМГС являются железные дороги государств, возникших на территории СССР, а также Албании, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Ирана, КНР, КНДР, Монголии и Польши.

СМГС содержит ряд специальных положений для определенных видов перевозок, а именно: Правила перевозок опасных грузов, Правила перевозок грузов в сопровождении проводников отправителя или получателя, Правила перевозок скоропортящихся грузов. Правила перевозок контейнеров, Правила перевозок грузов на поддонах, Правила перевозок вагонов, не принадлежащих железной дороге, Правила перевозок грузов в транспортных пакетах, Правила перевозок автотранспортной техники.

Положения С1М-СОТ1Ри СМГС имеют ряд существенных различий, которые касаются ответственности перевозчика, форм документов, сроков доставки, порядка сдачи и приема грузов, порядка рассмотрения претензий и других вопросов. Прямые перевозки грузов между странами, которые являются членами различных соглашений, невозможны без переоформления документов, которое обычно выполняется на железных дорогах стран, которые участвуют в обоих соглашениях (Чехия, Словакия, Польша, Венгрия, Румыния). Для облегчения подобных перевозок разработана и все более широко применяется накладная ЦИМ-СМГС. Она содержит информацию, предусмотренную обоими соглашениями, что позволяет избежать переоформления транспортного документа.

В табл. 9.2 кратко сформулированы преимущества и ограничения, связанные с применением железнодорожного транспорта в логистических системах.

Таблица 9.2. Основные особенности железнодорожного транспорта с точки зрения логистики

Преимущества

Ограничения

- Высокая провозная способность;

- возможность организации массовых перевозок;

- практическая независимость

от погодно-климатических условий;

- сравнительно невысокая себестоимость (относительно автомобильного и воздушного транспорта);

- высокая достижимая скорость сообщения при организации специальных сервисов;

- возможность прямого соединения сети с крупными пользователями, морскими портами, логистическими центрами;

- относительно высокая доступность как собственного транспорта (особенно в части вагонного парка);

- высокая экологичность

- Необходимость подвоза-развоза при работе с клиентами, не имеющими подъездных путей;

- во многих случаях — монопольное положение операторов;

- сложность ориентации на логистические требования отдельных клиентов;

- недостаточное качество и надежность обслуживания при работе

С мелкими партиями грузов;

- отсутствие гарантий по времени доставки (за исключением специальных сервисов)