Экологическое воспитание

В настоящее время общество волнуют вопросы устойчивого развития северного региона России и сохранения традиционного природопользования, характерного для арктических народов, сохранения биологического и культурного разнообразия, создания целостной системы жизнеобеспечения циркумполярной этнокультуры и населения северных территорий. Арктика и Север играют приоритетную роль в сохранении глобального климата, равновесия биосистемы планеты.

Растительный и животный мир Арктики и Севера разнообразен и уникален. Жизнь в жестких северных условиях протекает на пределе возможного. В процессе эволюции растительный, животный мир и люди, живущие здесь, в максимальной степени адаптировались для жизни экстремальных климатических условий.

Традиционное северное природопользование основывалось на способности природы самовосстанавливаться, и благополучие северных народов в основном зависело от состояния природной среды. Промышленное освоение Севера и Сибири оказало отрицательное воздействие на состояние природных экосистем.

На северных территориях, на их экосистемах негативно отразились отрицательные последствия ее промышленного освоения.

Арктика и Север – одни из немногих территорий мира, где сохранились нетронутыми природные ландшафты с их богатейшим биологическим разнообразием. Предотвращение их разрушения, сохранение первозданной природы стало одним из основных задач государства и общества.

На Севере с давних времен сложился уникальный опыт рационального природопользования. Северные народы, живущие среди дикой природы, занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством и имеют свои древние природосберегающие традиции. Необходимо найти такие формы охраны природы, которые были бы оптимальны для сохранения не только дикой природы, но и среды обитания и уклада жизни коренных народов Севера.

Многие поколения коренных северян, для которых Арктика, ее суровая природа была родным домом, отразили свой опыт природопользования, опыт адаптации к северным широтам в своих обычаях и верованиях. Этот опыт тесно связан с религиозными воззрениями народов Севера, исходивших из анимизма, одухотворяющего и обожествляющего Природу-мать – единый живой организм, перед которым у народа была своя высшая нравственная ответственность, который чтили и которому поклонялись. Именно благодаря уважительному, бережному отношению к матери-Природе человек выжил на Севере, сохранил среду обитания. Экологический опыт северных народов передавался из поколения в поколение как норма поведения, как высший нравственный закон, завещанный предками. Северяне верили, что поступиться завещанным, взять у природы больше, чем нужно, нанести ей социально-экономический вред означало большой грех, за который человек мог быть наказан, лишен добычи, пищи, крова, самой жизни высшим божеством; в случае нанесения непоправимого вреда природе высшие силы могли уничтожить весь род нарушителя.

Несмотря на официальное принятие православия, северные народы сохраняли свои традиционные религиозные воззрения, свою богатую традиционную культуру, обычаи и обряды. Нарушение религиозных заповедей при этом было одновременно нарушением принятых нравственных норм, утверждавших неукоснительность исполнения обычаев предков. Многие обычаи предков сохранились до наших дней, например, почитание священных для народа объектов природы, запреты на нарушение покоя священных мест. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности, отдельные озера, горы, массивы леса, уникальные природные объекты подлежали особой охране. Виды исчезающих животных, птиц, которые нуждались в охране, становились тотемами, запрещенными к добыче, объявлялись священными. Коренные северяне, кочующие по тайге и тундре, часто сознавая и свое бессилие перед суровыми условиями Севера, и уязвимость природы, сохранили обычаи предков до наших дней.

Возрождение духовности, воспитание у детей, молодежи, взрослого населения высокой экологической культуры, чувства гражданской ответственности за здоровье окружающей среды, сохранение родной природы – первоочередная задача государства и общества.

Северные этносы, этнокультуры, развиваясь в обстановке сложных природно-климатических условий Арктики и Севера, веками формировались на основе понимания зависимости жизни человека от природы. Северные народы мира создали особую цивилизацию, направленную на сохранение природы путем гармонии с ней. Этноэкологические нормы северной цивилизации, нормы поведения каждого ее индивидуума, общины, этноса, независимо от географического размещения и языковых различий, формировались на основе исторического опыта и определялись гармонией северного природопользования с законами и возможностями окружающей среды.

Многовековой опыт северных народов устанавливал нормы использования ресурсов природы с помощью верований, обычаев, традиций в форме религиозных запретов, табуирования, культов, обрядов. С незапамятных времен существовали так называемые "святые шаманские места", которые были своего рода заповедниками.

Экологические традиции жителей Севера, независимо от географической расселенпости, веками складывались на принципе приспособленности их родов к суровым, экстремальным для жизни природным условиям, определившим сходность обычаев и подходов к природопользованию. В зависимости от географических зон менялись только род занятий людей, методы и средства добычи и использования биологических ресурсов, орудия труда.

Особенности хозяйственно-бытового уклада жизни на Севере, общность мировосприятия, норм поведения создали в циркумполярном пространстве уникальную культуру северных народов, для которых Природа всегда являлась первоосновой существования, источником жизнеобеспечения.

Хозяйственные и культурные контакты этносов, их мировоззренческие позиции содействовали формированию этой циркумполярной этнокультуры. Одним из самых ярких проявлений самобытной культуры этносов Арктики и Севера является именно их рациональное традиционное хозяйство или природопользование. Циркумполярная этнокультура характеризуется единством духовной сущности северных народов, единством этнического самосознания, общностью идей, интересов, устремлений, глубоким знанием законов природы и уважительным, бережным отношением к ней.

Традиционные формы природопользования коренных малочисленных народов рассматриваются как хрупкие социально-экологические системы, нуждающиеся в бережном отношении со стороны общества и поддержке государства. И в прошлом, и сегодня традиционное природопользование является основой жизнедеятельности северных народов, необходимым условием их существования. Если не сохранится традиционное природопользование, исчезнут и северные народы, а вместе с ними исчезнет и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества.

Сохранение традиционного уклада жизни коренных народов Севера и Арктики необходимо рассматривать как один из аспектов решения глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития человечества в целом. В современных условиях разрушения среды обитания народов Севера в результате интенсивного наступления нефтяных и газовых компаний на их исконные территории происходит утрата коренными народами жителей Севера своих традиций, что ведет во многих арктических странах к утрате менталитета, смысла существования, алкоголизму, бездуховному существованию. Сохранение среды обитания коренных северных народов наряду с сохранением биологического разнообразия – важнейшая задача общества.

Подрастающему поколению северные народности пытались дать знания о флоре и фауне родной земли, знакомили с житейскими мудростями, с родным языком, со счетом и измерением, с метеорологией, астрономией, физикой, химией, медициной. Очень рано дети малочисленных народностей получают знания о растениях. Сначала взрослые знакомят их с полезными растениями, показывают, в каких местах они растут, учат отличать ядовитые растения от съедобных. Рано постигали дети и мир животных: их повадки, особенности охоты на них. Подрастающему поколению передавали взрослые практические знания об окружающей природе: о местной географии, топографии, они пытались объяснить происхождение гор, земли, природных богатств. Побуждали они детей изучать и народную медицину. У каждой народности были свои собственные средства лечения человека. Например, долгане листья морошки использовали при простудных заболеваниях, ягоды морошки – при расстройстве кишечника, различные воспалительные процессы лечили детской мочой, в качестве антисептического средства использовали древесную золу. Если у человека болела голова, окуривали его багульником, клали веточку багульника под подушку плачущего ребенка.

Знания по метеорологии у народа возникли под влиянием удовлетворения жизненных потребностей. Свои знания нерусские народности накопили в результате постоянного наблюдения над явлениями природы, над небесными светилами. Малочисленные народности Севера могли предсказать погоду, определить, какое будет лето, зима, урожайным ли будет год на пушнину, когда встанут реки.

Основными средствами предсказания погоды у северных народностей являются приметы. По этим приметам они определяют время наступления зимы, лета, предсказывают, удачной ли будет охота, рыбная ловля. Эти предсказания являлись выражением векового опыта народа и, соответственно, передавались из поколения в поколение.

Долганы говорили детям, что если солнце заходит видимым, не прячась в облака, завтра будет хороший день. Если же в сухую погоду солнце заходит, прячась в облака, то день будет дождливым, пасмурным. Будет день дождливым, если луна закрыта пеленой. Если зимой звезды становятся блестящими, то жди крепких морозов. К прояснению погоды усиливается эхо. Если зимой долго полыхает северное сияние, то лето будет засушливым.

Эвенки легко ориентировались по звездам, направлению ветра, определяли по свечению полярной звезды, с какой стороны сильнее светится звезда, с той стороны и ветер будет. Вот несколько примет эвенков, касающихся погоды и других природных явлений:

С юга подул ветер – снег растает.

Когда животные и птицы ищут защиты у человека, значит опасность близко.

Перед дождем трава сильнее пахнет.

Если солнце в тучу село, значит, завтра холодный день будет.

Когда вода в реке прибывает, дождя не жди.

Если много грибов в этом году – много белок будет.

Когда дым из чума к земле припадает, то мороза не будет.

Если собаки воют, волки близко.

На заходе солнце ярче светит, значит, завтра не покажется.

Деревья трескаются, будто они пуговицы расстегивают, значит, скоро тепло наступит.

У старых людей кости ноют – плохую погоду чуют.

Солнце надело красные рукавицы – будет сильный мороз.

Аргиш ворона преследует, значит, охотники дикого оленя добудут.

Около луны звезда появилась – потеплеет.

"Солнце прощается с нами надолго", – так говорят эвенки, когда в хмурый день, перед закатом, солнце ярко светит.

Собака на снегу валяется – будет пурга.

Зимой в мешочке соль стала влажной – скоро будет потепление.

Птица гагара на воде кричит – дождь накликает.

Угли сильно накалились – точно мороз ударит.

Звезды сильно блестят – скоро тепло наступит.

Комары больно жалят – завтра с севера ветер подует.

А вот народные приметы ненцев, собранные ненецкой писательницей Л. П. Ненянг:

Поморники летают перед дождем.

Радуга зимой к морозу, холодам.

Если погода к вечеру теплее, чем была утром – к ненастью, к плохой погоде назавтра.

Если в конце сентября луна красноватого цвета – осень будет затяжной, морозы ударят не скоро, следовательно, долго и реки не замерзнут.

Если задула поземка – быть непогоде.

Тело, уши зудят, кости ломит, голова болит – это к пурге, ненастью.

Если, судя по следу, заяц широко расставляет ноги – быть пурге.

Когда играет полярное сияние и зайцы вовсю бегают, есть надежда на удачный промысел.

Если птички, обитающие на песчаных ярах, с криком летят над рекой – к дождю.

Если зима морозная, лето будет жарким.

Обилие ягод летом предвещает холодную зиму.

Л. Ненянг собрала также наставления старших и обычаи ненцев. Вот некоторые из них:

Даже когда ты попадешь в беду, не вешай головы.

Пищу или товар больше, чем тебе требуется, не бери.

Мясо падшего зверька не ешь: заболеешь и умрешь.

Яйца в гнезде птицы не трогай руками погибнут.

Свою первою добычу непременно отдай в руки отца или матери, бабушки или дедушки, взрослого человека, чтоб они порадовались, поделили ее с соседями.