Экологический контроль

До 1 августа 2011 г. в соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в Российской Федерации осуществлялось три вида экологического контроля – государственный, производственный и общественный.

С 1 августа 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" [1] и государственный экологический контроль преобразован в государственный экологический надзор.

В результате экологическое законодательство предусматривает только два вида экологического контроля – производственный и общественный.

Общественный экологический контроль направлен на реализацию права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения экологического законодательства. Осуществляется контроль общественными объединениями и гражданами. При этом общественному объединению для осуществления контрольной деятельности не обязательно нужно быть зарегистрированным в установленном порядке в качестве юридического лица. Однако при этом в случае отсутствия государственной регистрации юридического лица некоторые контрольные функции будут недоступны (например, проведение общественной экологической экспертизы).

Общественный экологический контроль регулируется ЗК РФ, Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. № 372, и др.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения вправе обращаться в компетентные органы власти с обращениями об обстоятельствах и фактах, создающих угрозу окружающей среде; предъявлять требования об отмене решений о проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, деятельность которых оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и др.

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации предусматривает в обязательном порядке проведение общественных слушаний по реализации объекта экологической экспертизы.

Производственный экологический контроль осуществляется в процессе хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и использованием природных ресурсов. Данный вид контроля носит прежде всего предупредительный характер. Субъект хозяйственной деятельности в целях соблюдения установленных законом экологических требований создаст соответствующие структурные подразделения, разрабатывает и принимает соответствующие локальные нормативные акты, определяет ответственных должностных лиц. При этом к ответственным должностным лицам (работникам) за несоблюдение локальных нормативных актов и, как следствие, трудовых обязанностей могут применяться меры дисциплинарных взысканий, а в случае выявления соответствующих нарушении органами государственного экологического надзора – меры административной ответственности.

Государственный экологический надзор

Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований экологического законодательства.

Государственный экологический надзор осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов РФ и включает в себя государственный надзор за использованием и охраной недр, государственный земельный надзор, государственный надзор в области обращения с отходами, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и др.

На федеральном уровне экологический надзор осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На региональном уровне – компетентные органы государственной власти субъектов РФ.

ВАЖНО!

Экологический надзор осуществляется посредством проведения проверок в целях пресечения, устранения последствий выявленных нарушений и систематического наблюдения за соблюдением обязательных требований участниками экологических отношений.

Порядок организации и проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года на основании составленного ежегодного плана проверок. Трехлетний срок исчисляется либо со дня государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо со дня окончания последней плановой проверки. Внеплановые проверки проводятся по истечении срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения, при поступлении обращений, сведений о нарушении экологического законодательства.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с выводами и фактами, указанными в акте, а также при несогласии с предписанием об устранении выявленных нарушений вправе в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в надзорный орган свои возражения в письменной форме.