Лекция 8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ, МОНИТОРИНГ, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие и цели экологического аудита;

• проверяемые вопросы при проведении экологического аудита;

• как творчески использовать зарубежный опыт;

• порядок ведения государственного экологического мониторинга;

• правовое регулирование государственного экологического надзора (контроля), общественного экологического контроля, производственного экологического контроля;

уметь

• анализировать материалы проведенного экологического аудита;

• формулировать вопросы для проверки аудиторами;

• правильно применять юридическую терминологию;

• анализировать опыт других государств в области экологического аудита;

• определять цели и задачи экологического мониторинга;

• вырабатывать направления работы для всех видов экологического контроля;

• совершать юридически значимые действия в точном соответствии с действующим природоресурсным и природоохранным законодательством;

владеть навыками

• работы с правовыми актами и материалами, предоставляемыми для проведения экологического аудита и экологического контроля, с документами обжалования результатов проведенного аудита или экологического контроля;

• составления документов для защиты экологических прав и свобод человека, а также всех природопользователей.

Экологический аудит

Понятие и цели экологического аудита

Сравнительно новым, но достаточно эффективным элементом организационно-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды, подвергаемым регулированию, считается экологический аудит, иод которым понимается независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области природопользования и охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Экологический аудит рассматривается как своеобразный вид контроля, результаты которого представляются только его заказчику и могут свидетельствовать об экологической безопасности (либо опасности!) предприятия, о выполнении им природоохранных требований, послужить основой рекламирования продукции и повышения инвестиционной привлекательности предприятия (или наоборот). Практика показывает отличие экологического аудита от ревизии и экологической экспертизы.

Общество видит в экологическом аудите прежде всего квалифицированный анализ и независимую, объективную, вневедомственную проверку деятельности предприятия уполномоченными на то лицами, обследование действующего объекта в нынешнем состоянии, в отличие от предпроектной и проектной документации, подвергаемой государственной экологической экспертизе, которая оценивает будущее.

В настоящее время правовое регулирование экологического аудита на уровне Российской Федерации осуществляется Федеральным законом "Об охране окружающей среды", ГК РФ (в части заключения соответствующих договоров по проведению добровольного экологического аудита). Правовое регулирование экологического аудита предусмотрено в законодательстве некоторых субъектов РФ.

Из нормативных правовых актов, регулирующих лицензирование аудиторской и иных видов деятельности, можно делать выводы о проведении экологического аудита в транспортно-дорожном комплексе, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте, в недропользовании, лесопользовании, водопользовании.

Экологический аудит проводится на основании договора, заключенного между хозяйствующим субъектом и аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Аудиторская организация, аудитор, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, имеют право привлекать на договорной основе к проведению аудита другие организации, имеющие аттестованных экологических аудиторов.

Результатом экологического аудита является заключение – юридический документ, содержащий результаты проверки деятельности хозяйствующего субъекта и другую информацию в соответствии с условиями договора, заключенного между хозяйствующим субъектом и экологической аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Данные независимого экологического аудита востребуются Международным банком развития и другими зарубежными экономическими структурами при выдаче кредитов, заключении контрактов на вывоз-ввоз, куплю-продажу производимой продукции и организации иных форм международного экономического и экологического сотрудничества.

Практические положительные результаты поощрения государством экологического аудита демонстрируют, что могут сделать государство, общество, предприниматели для рационального природопользования и охраны окружающей среды, в чем антагонизм и в чем взаимодействие экономики и экологии.

Практике предстоит решать дальнейшую судьбу федеральных и региональных целевых экологических программ, роль в них экологического аудита, как и состояние, перспективы функционирования всего организационно-правового и экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, который пока не полностью оправдывает рыночные надежды и замыслы инициаторов реформ в этом направлении: замена либо ослабление административно-правовых методов должны быть восполнены организационными и экономическими методами, призванными побудить участников общественных отношений к рациональному природопользованию и надлежащей охране окружающей среды.

Аудит соответствия деятельности предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования может включать следующие цели анализов:

• аудит документов на право пользования землей, водами, лесами, недрами и выполнения требований рационального землепользования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха;

• аудит соблюдения природопользователем условий лицензий и договоров, в том числе на комплексное природопользование;

• аудит выполнения законных требований собственников, арендодателей, органов государственной власти и местного самоуправления и исполнения взятых на себя обязательств.

В действующем законодательстве случаи проведения обязательного экологического аудита не установлены. Вместе с тем соответствующее условие может включаться в кредитные договоры как необходимое условие для получения банковского кредита и в инвестиционные соглашения для обоснования инвестиционных проектов и программ.

Аудит соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения техногенной и экологической безопасности предприятия может осуществляться в целях анализа:

• проектной документации и заключения государственной экологической экспертизы;

• декларации безопасности, заключения ее экспертизы, соответствия деятельности предприятия положениям декларации и правилам регистрации объектов;

• сертификатов соответствия выпускаемой продукции (работ, услуг) и декларации изготовителя продукции о ее соответствии требованиям законодательства и стандартов;

• декларации безопасности природного объекта, оборонного объекта, ядерного и радиационного объекта, ядерной и радиационной безопасности на радиологических объектах.

В ряде субъектов РФ внедряется оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с помощью экологического аудита, в ходе и по итогам которого унитарным предприятиям устанавливается обязанность ежегодно представлять в природоохранные органы субъекта РФ заключения экологического аудита. После прохождения и изучения выводов экологического аудита исполнительные органы субъекта РФ выдают рекомендации об устранении выявленных нарушений и дальнейшем развитии предприятия.

К целям экологического аудита можно отнести:

• оценку экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;

• принадлежность государственных унитарных предприятий по результатам проведения экологического аудита к одному из классов экологической опасности;

• экологическое консультирование;

• проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель для их консервации и реабилитации;

• оценку прошлого экологического ущерба;

• консультирование при решении земельных и иных споров, связанных с природопользованием.

Важно, что экологический аудит можно проводить по истечении срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы с целью выявления учета ее замечаний и предложений и обнаружения измененных или новых проектных материалов, а также при подготовке договоров страхования для выявления экологического и иного риска, прогнозирования страховых случаев в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Нередко при экологическом аудите проверяются финансовые аспекты экологической деятельности предприятия – природоемкость (материалоемкость) продукции и материалоотдача, учет экологических обязательств, полнота и своевременность уплаты экологических платежей и налогов в бюджеты федерального, регионального и местного уровней. В некоторых субъектах РФ предусматривается обязательное экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий как вид экологической деятельности, приняты законы об экологическом аудите; в ряде случаев относящиеся к другим сферам законы содержат нормы об экологическом аудите.

Инициативный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией, аудитором, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по решению хозяйствующего субъекта. Обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти.