Экологические проблемы

Как и в большинстве развивающихся стран, особенно с высокими темпами роста, охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип "сначала развитие, потом экология". Результатом стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответствующую санитарным стандартам.

Китай не присоединился к Киотскому протоколу 1997 г. о сокращении выбросов "парниковых газов" (прежде всего речь идет об углекислом газе С02). Между тем КНР — абсолютный мировой лидер по данному показателю.

По некоторым данным, экологическая ситуация в Китае едва ли не самая худшая в мире. Даже официальные лица этой очень закрытой страны начинают постепенно признавать, что если рост китайского ВВП считать с учетом ущерба, нанесенного окружающей среде, то он будут сосвалять не 8—14, а 1—3% в год.

Поскольку экологические проблемы трансграничны по своей сути, ухудшение обстановки в среде обитания в КНР прямо затрагивает интересы России. Это не только контрабандная торговля российской древесиной, достигающая половины ее импорта в Китай, но и периодические загрязнения приграничных рек (Амур и др.). С сожалением приходится отмечать вялую реакцию китайских властей на эти нарушения.

Энергетические проблемы

Китайская экономика крайне ресурсоемкая. Поэтому Китай остро нуждается в энергоносителях при нынешних темпах его экономического роста. Собственные энергетические ресурсы Китая складываются из угля (одно из крупнейших в мире месторождений), в меньшей степени — нефти и газа. Поскольку рентабельность использования угля невысока, а разведанные запасы жидкого углеводорода недостаточны для обеспечения внутреннего рынка, упор делается на их импорт.

Политические проблемы

Они могут быть разделены па три категории. Во-первых, это проблемы сепаратизма, особенно обострившиеся в последнее время в связи с выступлениями за независимость в Тибете. Другие регионы, отмеченные сепаратистскими настроениями — синьцзян-уйгурская территория и внутренняя Монголия.

Во-вторых, на местном уровне социально-экономические проблемы вызывают раздражение и протест населения. Ответ властей часто сопряжен с использованием механизмов репрессивного аппарата.

В-третьих, существует нарастающее противоречие между рыночной экономикой Китая и авторитарным политическим режимом страны, которое пока еще не вылилось в серьезный кризис благодаря повышенному вниманию, которое руководство страны уделяет этой проблеме. Единственное за последние десятилетия крупное антиправительственное выступление — протест пекинских студентов на площади Тяняньмынь в 1989 г., подавленное властями с использованием военной силы. В остальном политическая ситуация достаточно стабильная. Этому способствуют такие меры правящей элиты, как непротивление и даже поощрение дискуссий в обществе по вопросам модели реформ (хотя КПК держит их под своим контролем), включение в ряды КПК зарождающегося среднего класса предпринимателей и интеллигенции.

Компартия Китая хорошо усвоила уроки развала Советского Союза и КПСС. Пекин отверг проведение шоковой терапии путем радикальных политических реформ и заимствует опыт политического устройства у стран Восточной Азии, в частности Сингапура. Речь идет о так называемой демократии участия, которая подразумевает лидерство авторитарной партии при небольшом расширении народного участия в политическом процессе, а также руководстве при помощи норм права.

XVII съезд КПК 2007 г. предпринял попытки решения внутренних проблем Китая. Поставлена цель построения к 2020 г. "общества среднего достатка" на основе увеличения к этому времени уровня ВВП на душу населения в четыре раза по сравнению с показателями 2000 г. Однако достичь этой цели можно, лишь изменив экономическую политику. По мнению китайского руководства, экономика должна постепенно отходить от сформировавшейся в 1990-е гг. экспортно-ориентированной модели, направленной на увеличение вывоза дешевых товаров из КНР и привлечение иностранных инвестиций в развитие производства за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы. Взамен этого на съезде поставлена задача "увеличить капиталовложения в инновации и сделать упор на совершение прорыва в области ключевых технологий". Фактически речь идет о том, чтобы устранить зависимость Китая от импорта передовых технологий. Для этого предложено увеличить финансирование фундаментальных исследований, а также ускорить доведение их результатов до производства путем создания цепочек, объединяющих вузы, научно-исследовательские институты (НИИ) и предприятия. Кроме того, была поставлена задача усилить социальную направленность политики, чтобы смягчить противоречия, обострившиеся в период ускоренных реформ предшествующего периода. Наконец, концепция развития Китая не обходит вниманием и еще одну крайне важную проблему — борьбу с загрязнением окружающей среды. Данная стратегия получила продолжение на XVIII съезде КПК. Помимо этого на съезде было решено активизировать демократические преобразования в стране. Речь не идет о переходе к западной системе многопартийности и идеологического плюрализма. Задачи демократизации сводятся к борьбе с коррупцией и в большей мере независимости судебной системы.

Внешние проблемы

К ним относится, прежде всего, мировой энергетический кризис конца 2000-х гг., сопровождавшийся длительным ростом цен на нефть. Ситуация усугубляется тем, что Китай поздно — в период высоких цен на нефть — приступил к созданию национального резервного нефтяного фонда и диверсификации источников поступления энергоресурсов. Цепочка последствий в этом случае может выглядеть так: рост цен на нефть и бензин в условиях продолжающегося "автомобильного бума"; рост инфляции; удорожание и, как следствие, падение темпов роста (или сокращение) экспорта и соответственно темпов роста ВВП, сверхмерно завязанного на внешние рынки.

Промежуточным фактором риска, имеющим как внутриполитическое, так и международное звучание, является тайваньская проблема. Схема кризиса весьма очевидна: провозглашение Тайванем независимости — война — международные санкции против Китая — кризис экспортного производства, отток иностранного капитала — инфляция, товарно-сырьевые дефициты — сокращение ВВП — социальный взрыв — кризис внутри КПК, если, конечно, Китай пойдет на военные действия, о чем он, впрочем, недвусмысленно дает понять. Объективно выходом для китайского руководства является максимально возможное сохранение нынешнего статус-кво и поддержка тех политических сил на Тайване, прежде всего партии Гоминьдан, которые придерживаются тех же позиций и обещают не поднимать вопрос о независимости в течение ближайших 50 лет.

Еще один международный спор — между Китаем и Вьетнамом, длящийся несколько десятилетий. Его суть — территориальный конфликт но поводу судьбы Парасельских о-вов и архипелага Спратли в Южно-Китайском море. Спратли — уникальное место, на него претендуют сразу шесть стран: Вьетнам, Китай, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней. 11енность этого архипелага, состоящего из коралловых рифов общей площадью суши менее 5 кв. км — предполагаемые значительные запасы углеводородов. Парасельские о-ва также богаты нефтью и газом. Этот архипелаг находится под протекторатом КНР, по Вьетнам считает его своей территорией, полученной по наследству от французских колонизаторов.

Еще один территориальный спор, возникший в 2012 г., — по поводу о-вов Сенкаку в Восточно-Китайском море, на которые претендуют Китай и Япония. В данном споре позицию Японии поддержки США.

Итак, по мнению специалистов ИМЭМО РАН, угроза полномасштабного кризиса в Китае в ближайшие 10 лет существует и является весьма серьезной. В этом случае окажутся затронутыми не только китайские национальные интересы, но и интересы мирового сообщества, в том числе и России, от которой потребуются адекватные ответные действия. Мировое сообщество заинтересовано в сохранении динамичного и устойчивого развития Китая. Кризис в Китае — развиваясь по "эффекту домино" — несет угрозы восточноазиатской и мировой экономике и политике. По менее алармистским прогнозам, даже при благоприятных обстоятельствах вероятным видится сценарий, по которому в течение ближайших четырех лет произойдет заметное замедление темпов роста китайской экономики до 6—7%, а к 2030-м гг. китайское общество ждут серьезные трудности.