Экологические права и обязанности граждан

Экологические права граждан являются составной частью их конституционных прав и свобод. Статья 42 Конституции РФ прямо провозглашает: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".

Конституционные основы экологических прав человека и гражданина нашли свое широкое отражение и дальнейшее развитие в действующем российском законодательстве. Поэтому в более широком смысле к экологическим правам также относится:

– создание общественных объединений, фондов и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

– направление обращений в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

– участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

– выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в ее проведении в установленном порядке;

– оказание содействия органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

– обращение в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иных организаций с жалобами, заявлениями.

Реализация экологических прав граждан широко осуществляется при создании общественных организаций, уставы которых позволяют активно влиять на экологическую политику органов государственной власти, а именно:

– разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды;

– защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды;

– за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

– организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ;

– вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

– обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

– участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество.

Наряду с экологическими правами имеются и конституционные обязанности граждан.

Так, ст. 58 Конституции РФ предусматривает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". В свете осознания гражданами необходимости их выполнения, немаловажное значение имеет система экологического просвещения и образования в государстве.

Усиливающийся кризис окружающей среды, глобальный экономический кризис объективно выдвигают экологическое образование на приоритетное место в современных социальных трансформациях, направленных на выживание человечества и сохранение биосферы. В этой связи, экологическое образование в нашей стране должно выступать как одно из ведущих направлений совершенствования образовательных систем, поскольку оно формирует экологическое сознание, ответственное отношение к окружающей среде и здоровью, направленных на формирование здорового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой, обеспечения экологически безопасного устойчивого развития России и всего мирового сообщества.

Поэтому экологическое и связанные с ним все иные виды образования должны выступать в качестве приоритетного фактора экологизации всех видов деятельности и прежде всего деятельности управленческой, технико-технологической и предпринимательской. Ведь любой практической деятельности по переходу на модель экологобезопасного развития должна предшествовать деятельность по осознанию ее целесообразности и необходимости. Вот почему наиболее приоритетной проблемой в стратегии перехода на устойчивую модель развития следует считать формирование человека нового типа (ноосферной личности) готового и способного реализовать идеи экологобезопасного устойчивого развития и понимающего, что такая реализация необходима для выживания человечества.