Экологические обязанности граждан

Экологические обязанности граждан в общем виде закреплены в ст. 58 Конституции, которая обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В свою очередь ст. 11 Закона об охране окружающей среды, практически дословно дублируя конституционную норму, вменяет в обязанность гражданам соблюдение иных требований законодательства. Эти требования могут носить как прямой, так и опосредованный характер, и закрепляются в законодательных и подзаконных актах.

Например, ст. 65 ВК прямо обязывает водопользователей, в том числе и граждан, соблюдать режим использования водоохранных зон, который в свою очередь установлен Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404. В то же время ст. 66 Закона об охране окружающей среды предоставляет государственным экологическим инспекторам право предъявлять требования и выдавать предписания физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля.

Таким образом, круг экологических обязанностей граждан достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т.д.).

Права экологических объединений

Согласно ст. 12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан1;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями но вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания, но вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законом права.

Таким образом, список полномочий общественных экологических объединений также не является исчерпывающим и дополняется нормами, содержащимися в иных правовых актах.

Существенным условием реализации общественными экологическими объединениями своих экологических прав является соблюдение ими требований законодательства и прежде всего Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", ст. 5 которого под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан объединение на основе общности интересов для реализации общих цепей, указанных в уставе общественного объединения. Таким образом, не всякое общественное объединение может реализовывать экологические права, а лишь то, в уставе которого четко прописаны экологические цели. В ст. 20 Закона об экологической экспертизе прямо указывается на то, что общественную экологическую экспертизу могут проводить только те общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством РФ.

Обязанности экологических объединений

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона об охране окружающей среды общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. В данном случае позиция законодателя не отражает всей полноты требований, предъявляемых к общественным объединениям, осуществляющим рассматриваемую деятельность.

Дело в том, что реализация общественными объединениями большинства предоставленных им экологических прав сопряжена с необходимостью соблюдения требований иного законодательства, регламентирующего процедурные вопросы. Например, организация тех же митингов экологического характера должна осуществляться в установленном федеральным законодательством порядке, в том числе с предварительным уведомлением органов власти о целях, месте, времени проведения, предполагаемом числе участников и т.д. При внесении предложений о проведении референдума по вопросам охраны окружающей среды также не обойтись без соблюдения жестких требований федерального законодательства о референдуме, прежде всего о порядке инициирования его проведения. Наконец, при предъявлении в суд исковых заявлений о возмещении вреда окружающей среде необходимо учитывать требования процессуального законодательства, в том числе по форме и срокам предъявления исков.

Кроме того, одним из важнейших элементов взаимодействия общественных экологических объединений с органами публичной власти, в том числе с контролирующими и правоохранительными, является соблюдение такими объединениями принципа невмешательства в компетенцию уполномоченных на то органов, что, к сожалению, на практике имеет место, а также отказ от чрезмерного прессинга в отношении соответствующих органов по мотивам их недостаточной активности, в частности, путем использования средств массовой информации. Это оказывает серьезное воздействие на формирование ложного общественного мнения и отнюдь не способствует охране окружающей среды, во имя чего, собственно, и призваны осуществлять свою деятельность и те и другие.