Об авторах

Ситаров Вячеслав Алексеевич - заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Автор более 200 работ по проблемам дидактики, социальной экологии, один из основателей "Педагогики и психологии ненасилия" - нового гуманистического направления в педагогической науке.

Пустовойтов Всеволод Всеволодович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Лекция П. Экологические аспекты социальной работы

В результате освоения содержания модуля П студент должен:

знать

o функции специалиста но социальной работе (бакалавра по направлению "Социальная работа"), предполагающие знание базовых понятий экологии и социального здоровья, современных стратегий экологически сбалансированного развития общества, обеспечения здоровья человека, умения осуществлять объективную оценку медико-социальных и социально-экологических последствий принимаемых решений, навыков исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе;

o сферы актуализации специалистом по социальной работе освоенных экологических компетенций;

уметь

o использовать освоенные экологические компетенции при постановке задач профессиональной деятельности и определении путей и условий их эффективного решения;

o осуществлять анализ и объективную оценку медико-социальных и социально-экологических последствий решений, принимаемых специалистом по социальной работе в профессиональной деятельности;

владеть

o навыками исследования медико-социальных и социально-экологических проблем в современном обществе.

Социальная работа является видом социальной деятельности, направленным на осуществление помощи людям, оказания им содействия в трудных жизненных ситуациях. При этом под трудной жизненной понимается такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить возможности нормального социального функционирования объектов, причем сами люди или их общности самостоятельно, без внешней помощи, не могут разрешить возникшую ситуацию.

Цель социальной работы - разрешение трудной жизненной ситуации. Исходя из такого понимания цели, главная задача социальной работы может быть определена как оказание помощи людям и их общностям в разрешении трудных жизненных ситуаций. Решение данной задачи предполагает наличие профессиональных кадров, обладающих требуемой для этого квалификацией. В Российской Федерации к таким кадрам относятся социальные работники и специалисты по социальной работе.

Социальный работник - это лицо, закончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.

Специалист по социальной работе - лицо, закончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы. Данная специальность была введена постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 "О дополнении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе". В соответствии с содержащимся в приложении к постановлению перечнем должностных обязанностей социальный работник:

- выявляет на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж;

- устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т.д., оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту;

- содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;

- проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений;

- оказывает помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы или работы, трудоустройстве несовершеннолетним, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

- проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними с асоциальным поведением;

- выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

- представляет в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления, опеки, попечительства;

- организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде;

- участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.п.;

- организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

В 2009 г. был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"). Область профессиональной деятельности бакалавров в стандарте определена следующим образом:

- государственная служба занятости;

- государственная служба медико-социальной экспертизы;

- миграционная служба;

- МЧС;

- пенитенциарная система;

- предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);

- ритуальная служба;

- силовые структуры;

- система здравоохранения и психологическая помощь;

- сфера культуры;

- система образования и социально-педагогическая помощь;

- система пенсионного обеспечения;

- система социального обслуживания;

- система социального страхования;

- система социальной защиты и социально-правовой патронаж.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров согласно стандарту являются:

o отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;

o коллективы учреждений социальной сферы;

o общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);

o специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;

o социально ориентированный бизнес.

В стандарте определен репертуар профессиональных задач, которые в соответствии с видами своей профессиональной деятельности должен быть готов решать бакалавр по направлению подготовки социальной работы. В частности, к таковым относятся:

в области социально-технологической деятельности

- разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;

- целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;

- обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;

- личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, реабилитации;

- самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;

- личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;

- профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;

- предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания", девиаций социального здоровья;

- педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, ее социально-психологическое обеспечение;

в области исследовательской деятельности

- изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;

- анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;

- анализ, структурирование, опенка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;

- диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;

- соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

- осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;

- систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья;

в области организационно-управленческой деятельности

- определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;

- содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;

в области социально-проектной деятельности

- обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;

- учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;

- участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;

- участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;

- участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.

Исходя из репертуара задач профессиональной деятельности и учитывая социальную и личностную значимость современных экологических проблем можно сформулировать ряд функций специалиста по социальной работе (бакалавра по направлению "Социальная работа"), предусматривающих владение им экологическими компетенциями:

o анализ и учет роли и характера влияния условий жизни, средовых факторов (природных, антропогенных, включая социальные; комплекса, групп, отдельных факторов) на жизнедеятельность, динамику, развитие отдельных личностей и общностей в ситуациях, требующих участия социального работника;

o моделирование, дизайн жизненной среды личности, содействие выработке стиля взаимодействия человека со средой жизни для обеспечения гармоничного развития и социализации личности;

o содействие коррекции социальной дезадаптации, поддержка процесса социальной реадаптации личности (в том числе лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы);

o экологическое просвещение населения, содействие развитию экологической культуры людей и общества;

o содействие социальной сплоченности людей по поводу и для решения социально-экологических проблем;

o содействие обеспечению достойного качества жизни людей, участие в разработке стандартов качества жизни;

o содействие решению локальных экологических проблем населения, обеспечению экологической безопасности населения (сельского поселения, микрорайона и др.);

o оказание социальной помощи и поддержки населению, оказавшемуся в зоне экологического бедствия.

Таким образом, можно обозначить три основных сферы актуализации социальным работником освоенных им экологических компетенций:

- применение экологического подхода в решении текущих задач профессиональной деятельности;

- решение экологических задач в текущей работе;

- участие в разработке и реализации социальных проектов экологической направленности и экологических проектов социальной направленности.