Экологическая обстановка в России

До определённой поры Россия, с её могучими просторами и завидным разнообразием природы, напоминала живую картинку из Библии – картинку о доброй земле, где в зелёных лугах и лесах в изобилии сочные травы, орехи и мёд; где привольно разливаются озёра и реки с играющей рыбой и кристально чистой водой; где в полях можно выращивать пшеницу и рожь; где камни – железо, а из гор высекается медь... Такая сказочная земля способна приносить вдоволь еды и всего другого, что нужно людям (6-Втор 8:7-9). Но эта волнующая картина реальна, повторим, до определённой поры. Уже в начале XX века (1915) Ро́занов с горечью пишет: "Дана нам красота невиданная. И богатство неслыханное. Это – РОССИЯ. Но глупые дети всё растратили. Это РУССКИЕ" (33-294). И впрямь, экологическая ситуация в нашем Отечестве более чем удручающая. Сегодня положение таково, что острые языки уже перефразируют известные слова Мичурина следующим образом: "Мы не можем ждать милостей от природы... после всего того, что мы с ней сделали".

На рубеже XX–XXI веков значительная часть россиян дышит ядовитыми машинными выхлопами, пьёт грязную, а то и просто заражённую воду, потребляет подчас нездоровую или даже вредную пищу, ходит по напичканной опасными отходами земле; страдает нравственно от угнетающей видеоэкологии (пыль, мусор, загаженная земля, грязная зелень, нагромождения гаражей вместо уютных двориков, унылое однообразие серых кварталов городов). Всё это (плюс жуткая звукожология – рёв моторов, вой сигнализации, пугающие хлопки взрывов и лай собак, повсюду крикливость, грубость, брань) тоже способствует поддержанию в обществе атмосферы раздраженности, недружелюбия, озло́бленности, хамства...

Учёные выделяют шесть вариантов (уровней) состояния природы по степени её нарушенности человеком (рис. 8.31).

[1]

Рис. 8.31. Этапы (степени) ухудшения состояния природной среды под воздействием человека

Из них три последних этапа ведут к разрушению и уничтожению природной среды, а следовательно, и самих живущих в ней людей. По оценкам экологов, основная среда обитания российского населения достигла критического состояния (четвёртый этап), а ряд территорий – катастрофического (пятый этап). И это уже отзывается резким подъёмом заболеваемости в зонах экологического бедствия.

Недаром, по общемировым оценкам, среди сильно загрязнённых рек – наши Волга, Днепр, Дон; среди наиболее загрязнённых морей – Азовское, Балтийское, Чёрное; среди сорока худших по качеству жизни городов мира – Новосибирск и Казань. А 17-тысячный город Караба́ш Челябинской области, с его медеплавильным заводом, был признан ООН в 1999 году самым грязным местом на всей планете.

Но самое удручающее – почти полное равнодушие к экологическим бедам страны со стороны государства. Более того, его "силовые структуры" грубо и безнаказанно подавляют защитников внешней среды, допуская произвол, злоупотребления, сфабрикованные судебные преследования и т.п.

Как же надо не любить Родину, чтобы давить тех, кто хочет сделать её чище и привлекательнее?! И что же ещё более разрушительного должно произойти в израненной российской природе, чтобы общество и власти одумались и наделе озаботились экологией?

Конкретных путей улучшения ситуации множество, но главная задача – в корне изменить наше экологическое сознание. В России выросли целые поколения экологически равнодушных людей, которые свыклись с разрушением природы, отравлением среды, с неухоженностью и грязью вокруг. А "живя в нужнике, – язвительно замечает Пушкин, – поневоле привыкаешь к !!!<–>" (32-Х, 136).

Вот почему часть россиян с детства встаёт на путь безразличия к "зелёным проблемам": не задумываясь, отравляет воздух работающим на стоянке движком своего авто́, сливает в землю машинное масло, бросает аккумуляторы, обламывает кусты, деревья, издевается над животными и всё "делает под себя". Как будто это не их двор, не их улица, не их страна. Некоторым, похоже, поднеси урну для мусора хоть к носу, всё равно швырнут свой фантик па выметенный асфальт. Они словно бы задались целью подтверждать слова Библии о том, что "вымытая свинья идёт валяться в грязи" (36-2Пт 2:22). Как ни банальна[2] фраза: "число не там, где убирают, а там, где не сорят", она верна. Однако, чтобы не сорить, человек должен иметь духовную потребность в порядке и чистоте вокруг себя.

Ключевая роль в воспитании этой потребности принадлежит семье. Иные же родители закладывают "неэкологичность" в сознание своего ребёнка ещё в колясочном возрасте: когда, скажем "воспитательно" бросают под ноги окурки или, исполняя минутную детскую прихоть, ощипывают для него остатки дворовой зелени. А ведь и деревья, сочувственно замечает Монтень, "как будто издают стоны, когда им наносят увечья" (29-1-2,64). Значит, беспечные мамы и папы дают малышу наглядный урок черствости и эгоизма...

Стоит ли после этого удивляться нынешним экологическим бедам России? Таким, как варварское браконьерство, горящие леса, загубленные реки, ядовитый смог от машин, безжалостно уничтожаемые деревья и брошенные животные, битое стекло и острые консервные банки иод ногами, мусор и фекалии[3] на каждом шагу...

В стране уже десятки зон экологического бедствия: огромные залитые нефтью безжизненные поля в Ханты-Мансийском округе; "жёлтая зона" в Алтайском крае, жители которой отравлены топливом из отработавших ракет; насквозь пропитанный диоксином город Чапаевск в Самарской области (не зря его население в 1976–1999 годах сократилось с 87 до 83 тыс.)... Похоже, это и в наш адрес папа Иннокентий III ещё 8 веков назад сокрушался, что цветы и деревья порождают ароматы и плоды, а человек – отбросы и нечистоты (42-214).

Жёстко, но, к сожалению, справедливо отозвалась на экологическую запущенность страны наша беспокойная соотечественница Галина Вишневская: "Русские сегодня не любят Россию и живут в ней так, будто собираются куда-то уехать, как в коммунальной квартире, загаживая всё вокруг и не убирая за собой" (55-45/99,3).