Экологическая безопасность

Природа, окружающая среда – тонко сбалансированная система. Нарушение одного звена ведет неизбежно к изменениям в других звеньях, зачастую необратимым. Экологическая безопасность личности зависит от ряда глобальных причин, таких как перенаселение Земли, деградация почвы, уничтожение лесов, нехватка пресной воды, радиоактивное загрязнение воздуха, воды, наличие на рынках сбыта экологически опасных потребительских продуктов и других причин.

Существующая проблема создает угрозу для экологической безопасности личности и государства. Обзор отечественных и зарубежных источников подтверждает это. За последние годы во многих странах мира усиливается понимание особой важности проблемы экологической безопасности государства, личности. К этому движению активно присоединяются страны СНГ, в том числе Российская Федерация. Необходимость вовлечения в решение этой проблемы все большего количества стран объективна, так как только совместными усилиями можно решать эту сложную проблему. В то же время население государств, игнорирующих решение экологической проблемы, несет огромные моральные, физические, экономические потери, к которым, в частности, относится закрытие доступа на многие внешние рынки сбыта. Повышенное внимание к обеспечению экологической безопасности стали проявлять многие страны. В связи с этим во всем мире все больше возрастают экологические требования. Так, по оценке Международной финансовой корпорации, объем рынка продукции, на которую распространяются экологические требования, возрос с 300 млрд долл. США в начале 1990-х гг. до 600 млрд долл, к 2002 г.

В международной природоохранной законодательной практике наряду с экономическими регуляторами при решении национальных вопросов охраны окружающей среды и здоровья населения применяются различные инструменты экологической политики в зависимости от местных условий и приоритетных задач. В частности, к ним относятся "запреты по экологическим причинам", что предполагает наложение запрета на импорт продукции, если она содержит опасные вещества в концентрациях, превышающих пороговые величины или предельные значения, а также если риск ее потребления выше допустимого. Например, в Германии несколько лет назад были запрещены ввоз и производство продукции, содержащей пентахлорфенол (ПХФ), и было ограничено производство опасных веществ, таких как диоксин и формальдегид, что отразилось на экспорте кожи из развивающихся стран. Был также запрещен импорт одежды и льняного постельного белья, произведенного с помощью азокрасителей.

Кроме того, в мировой практике введено обязательство по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов. Эта мера предполагает усиление ответственности производителя в отношении продукции, в частности, в отношении ее утилизации, рециркуляции и конечного удаления. Например, во Франции, Германии и Италии обязательства по обратной приемке существуют для отработанного масла, в Нидерландах – для аккумуляторов, консервных банок и бытовой электротехники. Во многих странах рассматривается вопрос о введении обязательств по обратной приемке различных материалов. Наряду с этим в развитых странах предъявляются определенные требования к содержанию рециркулированных материалов в той или иной продукции. Например, по законам 12 штатов США в газетной бумаге должно содержаться 50% рециркулированного волокна. В Европейском Союзе в соответствии с Директивой Совета 94/62/ЕС введены критерии в отношении минимального содержания рециркулированного волокна в упаковке. В Бельгии введен эконалог на бумагу, ОГЛАВЛЕНИЕ рециркулированных волокон в которой ниже установленной нормы. Требования относительно содержания рециркулированных материалов регламентируются Соглашением по техническим барьерам в торговле (ТБТ).

К "инструментам экологической политики" относятся также экологические налоги и сборы, дифференцированное применение которых зависит от экологической благоприятности продукции. Примером эффективности этого инструмента экологической политики может служить рост рыночной доли неэтилированного (более безопасного) бензина по сравнению с этилированным.

Экомаркировка продукции и экосертификация фирм-производителей также служит экологическим целям, снижает риск употребления некачественных товаров. Как правило, экомаркировка пока не является обязательной. Однако она служит прекрасным рекламным средством и отрицательно сказывается на конкурентоспособности немаркированных товаров той же самой категории. Кроме того, экомаркировка влияет на определение импортных пошлин в большинстве развитых стран.

Существует несколько различных схем экомаркировки. Например, схемы, основанные на каком-либо единственном критерии (степень годности к вторичной переработке, способность к саморазложению и др.) или на оценке цикла жизни товаров. Иногда сертифицируется не продукция, а сама фирма, т.е. используемые ею экологически безопасные процессы производства. В настоящее время российские производители экологической продукции довольно успешно выходят на международный рынок.

Высокая конкурентоспособность российской экопродукции обусловлена преимуществами в качестве (льноволокно, семена и посадочный материал редких культур и сортов) и оригинальностью (гречка, просо, дикорастущие ягоды, облепиха и продукты ее переработки). Важным инструментом повышения качества управления природопользованием являются многосторонние экологические соглашения (МЭС). Они наиболее эффективны для решения таких глобальных экологических проблем, как парниковый эффект, использование озоноразрушающих веществ (ОРВ), транспортировка опасных отходов, сохранение биоразнообразия. МЭС обязуют стороны осуществлять специальные меры для разрешения данных проблем и, кроме того, позволяют определять, как будет распределена ответственность за эти действия между странами – участницами договора. Решение глобальных экологических задач и сопутствующих им вопросов международной торговли, как правило, основывается на многостороннем консенсусе во время конференций участников МЭС. Несоблюдение решений, принимаемых на конференциях, грозит применением к нарушающей стороне санкций и, как следствие, огромными экономическими потерями. Поэтому крупнейшие промышленные корпорации придают мероприятиям в рамках МЭС большое значение.

Стратегия и тактика государств по сохранению озонового слоя определяются Венской конвенцией (1985 г.) и Монреальским протоколом (1987 г.). Последнее соглашение предусматривает ограничение торговли с государствами, не являющимися сторонами Протокола. Запрет торговли с неучастниками является преградой для поставок последними ОРВ и практически полностью отрезает их от большинства экспортных рынков продукции, содержащей контролируемые вещества. В 1992 г. вступила в силу Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. На третьей Конференции сторон в Женеве в сентябре 1995 г. в текст Конвенции была внесена поправка, запрещающая экспорт опасных отходов даже для рециркуляции из государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития в государства, не являющиеся членами этой организации. Однако в рамках Базельской конвенции еще не выработано определение категории опасных отходов, не установлены предельные уровни их концентрации.

К вопросам экологической безопасности можно также отнести вопрос "биологического разнообразия". Действующая с 1975 г. Конвенция о международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), определяет предельные объемы торговли видами дикой флоры и фауны, при превышении которых они являются уязвимыми. Россия в 1992 г. Подтвердила свои обязательства по выполнению этой Конвенции. Однако, несмотря на принимаемые Россией меры контроля, все же остается угроза браконьерского использования товаров тибетской медицины (желчь медведя, кости тигра, панты марала и др.), лекарственных растений, морепродуктов (морские ежи, моллюски, ракообразные и т.п.).

Основная цель Конвенции о биологическом разнообразии, открытой к подписанию в 1992 г. И вступившей в силу 29 декабря 1993 г., – сохранение биологического разнообразия на генетическом, видовом и экосистемном уровнях, а также получение выгод, связанных с использованием генетических ресурсов и обменом соответствующими технологиями.

Конвенция подтверждает, что государство обладает суверенными правами на генетические ресурсы, определяет возможность их международной правовой защиты и позволяет выработать на справедливой основе механизм распределения выгод, вытекающих из использования таких ресурсов.

Таким образом, мы рассмотрели применяемые в международной законодательной практике некоторые виды "инструментов экологической политики", использование которых сопровождается различными экономическими регуляторами (нормативами, ценами, кредитами, инвестициями, санкциями, штрафами и пр.).

Для поддержания экологической безопасности личности наряду с использованием "инструментов экологической политики", различных экономических регуляторов необходимо применение административных методов, например регулирование внешних эффектов (т.е. работ, связанных с радиационными источниками, вредными производствами) и их последствий для окружающей среды. В частности, подразумевается разработка экологических стандартов, дающих гарантию экологически безопасной жизни человека.

Задача государственных органов по обеспечению экологической безопасности состоит в создании и контроле законодательства по обеспечению прав личности на поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни и установлении прав, гарантирующих формирование здоровой окружающей среды (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Система правового регулирования охраны окружающей среды

Такая система создает комплексный подход к регулированию отношений по охране окружающей среды, как, например, в Японии. В Законе Японии об охране окружающей среды введена правовая дефиниция термина "когай", что определяет любую ситуацию, в которой здоровью людей или живой окружающей среде в результате промышленной или иной человеческой деятельности нанесен ущерб загрязнением атмосферы, воды и почвы, шумами, вибрацией, оседанием грунта и воздействием веществ с резким запахом. В Законе охватывается широкий круг вопросов, таких как закрепление охраны окружающей среды как самостоятельной организационно-хозяйственной функции государства; обязанности органов местной власти, граждан и частных предпринимателей в сфере охраны окружающей среды. Закон регламентирует главные направления деятельности государства в этой области – введение стандартов качества, организацию наблюдения за состоянием окружающей среды, его контроля, руководство разработкой и реализацией программ контроля за загрязнением среды, организацию научных исследований по проблемам окружающей среды, бюджетно-финансовую деятельность. С помощью введения в Закон положения о несении частными предприятиями всех или части расходов за ущерб окружающей среде в результате хозяйственной деятельности привлекаются финансовые средства и технический персонал.

В целом экологическая деятельность соответствующих правительственных органов должна регулироваться следующими группами законов: об институциональных преобразованиях; о защите атмосферного воздуха; о защите водных бассейнов; о борьбе с загрязнением почв; о регулировании шумов; о борьбе с оседанием грунта; об охране природы; о несении природоохранных расходов и мерах финансовой помощи.

Особое значение для экологической безопасности личности имеют экологические стандарты. Их объектами являются:

1) семь видов нарушения среды обитания человека: загрязнение воздуха, почвы и воды; шум, вибрация, неприятные запахи, оседание грунта;

2) три вида состояния среды обитания: наличие элементов естественной природы, уровень социальной комфортности среды обитания человека, воздействие на объекты живой природы.

За последние годы в Российской Федерации принято значительное количество законодательных документов в области обеспечения экологической безопасности государства, личности. Вместе с тем решение проблемы экологической безопасности требует постоянной, длительной, дорогостоящей работы. Приведем примеры направлений такой работы.

В России необходимо наладить систематическую работу по изучению экорынка, его структуры, конъюнктуры, динамики, характеристик обращающихся на нем товаров. Выход России на этот рынок способствовал бы подтягиванию производственных стандартов отечественной продукции до экологических норм ведущих развитых стран.

Из этого следует, что России необходимо адаптироваться к новым правилам и стандартам.

Игнорирование природоохранных соображений, с одной стороны, может блокировать продвижение российских товаров на мировые рынки, создать препятствия для функционирования российского бизнеса за рубежом, привести к усилению международных санкций против России за экологическое несоответствие товаров. С другой стороны, это способствовало бы закреплению России в качестве энерго-сырьевого придатка развитого мира, превращение ее территории в место размещения опасных отходов и экологически вредных производств других стран, а также в рынок сбыта экологически опасных потребительских продуктов. В настоящее время российские производители не всегда готовы к ужесточению экологических требований к своей продукции. Экологические нормы и стандарты развитых стран часто отрицательно сказываются на торговых возможностях наших предприятий, снижая конкурентоспособность их экспортных товаров и даже закрывая им доступ на некоторые рынки. Хотя в сфере производства экологической продукции есть и положительный пример выхода на международный рынок – производство агропродукции, но сложность здесь состоит в налаживании системы экосертификации агробизнеса. Для этого необходимо зарегистрировать в Госстандарте систему сертификации экопродукции и контролирующую организацию, способную осуществлять этот процесс, а затем аккредитовать их при Комиссии ЕС в Брюсселе. Это откроет российской экологической агропродукции дороги на все европейские рынки.

Существует опасность ограничения российского энергоэкспорта по экологическим причинам – в ЕС с 1 октября 1996 г. Введены жесткие стандарты на допустимое ОГЛАВЛЕНИЕ серы в российских нефтепродуктах. К примеру, мазут надо очищать в Европе с потерей для России загрузки мощностей, рабочих мест и части валютной выручки. Чтобы избежать создаваемых ограничений, России необходимо активнее участвовать в работе международных органов, устанавливающих экологические стандарты, добиваясь их временной региональной дифференциации для России. Одновременно в нашей стране должны быть созданы условия для развития переработки нефтепродуктов, в частности с привлечением иностранных инвестиций.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию "О биологическом разнообразии". Речь в документе идет в том числе о разнообразных способах облегчения доступа к экологически чистым технологиям, к современным знаниям в области природоохранной работы, о стимулировании разработок экологических технологий. России крайне важно добиваться доступа к биотехнологиям для стран с переходной экономикой, как это предусмотрено для развивающихся стран.

Во многих странах поставлена задача перехода от технологий, эксплуатирующих природу, к технологиям, взаимодействующим с природой, с целью достижения полной гармонии человека, природы и производства.

Вместе с тем требует серьезного внимания внешнеторговая политика Российской Федерации в упорядочении экспорта ресурсов особого экологического значения: леса, редких видов растений и животных. Кроме того, требуется более строгий контроль за экологическими характеристиками импортируемой продукции в соответствии с общепринятой практикой применения инструментов экологической политики, ее экономических регуляторов, экологических стандартов, системы экологической экспертизы проектов, а также необходимая реорганизация административного аппарата на всех уровнях.

Таким образом, можно сделать вывод о чрезвычайной важности экологической безопасности личности и о необходимости разработки широкой программы действий в этом направлении с использованием имеющегося положительного отечественного и зарубежного опыта.