Эго и стратегии воспитания

В жизненной практике мы можем найти множество подтверждений позиции З. Фрейда при условии длительного наблюдения за поведением одного и того же ребенка. К сожалению, родители (люди, которые сопровождают ребенка на протяжении всей жизни) лишены возможности видеть поведение своих детей в детском саду или в школе в силу различных причин. А педагоги, к которым дети приходят из детского сада, не наблюдали их в более раннем возрасте, и время их совместного пребывания ограничено уроками или какими-либо другими занятиями. Одна из современных тенденций западного образования как раз заключается в том, чтобы достичь определенной интеграции между педагогами и родителями в воспитании детей. Но задача построения целостного представления о детском развитии специально не ставится, скорее речь идет о задаче соподчинения требований, предъявляемых ребенку со стороны родителей и педагогов.

Мы уже упоминали, что развитие психики ребенка связано с развитием его Эго. Фрейд различал сильное Эго и слабое. Сильное Эго характеризуется возможностью реализации инстинктивных желаний Ид без отвержения и в то же время соответствием ожиданий, которые предъявляются индивиду со стороны его окружения и Суперэго. Слабому Эго, наоборот, не хватает сознательных методов расходования инстинктивной энергии социально приемлемым способом. Поэтому слабое Эго, сталкиваясь с противоречивыми требованиями Ид, Суперэго и социального окружения, прибегает к технике подавления (т.е. вытесняет желания Ид в бессознательное). Чем слабее Эго, тем больше подавленных желаний будет собираться в бессознательном. Согласно психоаналитической позиции в практике воспитания особую роль играет взрослый, который может вмешаться в ситуацию для поддержания силы Эго. Когда ребенка окружает слишком много запретов, сила Эго уменьшается, и роль взрослого заключается в том, чтобы разумно пользоваться запретами. В практике психотерапии разработаны специальные приемы для поддержания силы Эго. В частности, организуются специальные комнаты, в которых ребенку разрешается делать все, что он захочет.

Как уже отмечалось, Эго новорожденного очень слабо. Оно обладает ограниченным набором простых способов разрешения конфликтов между нуждами Ид и требованиями окружения, которые в основном выражаются в крике ребенка. Новорожденный должен избегать накопления опасного груза вытесненных переживаний. Для этого ему необходима помощь со стороны взрослых. Родители не способны контролировать инстинктивные желания ребенка, исходящие от Ид, но они могут изменять окружение. Помощь родителей слабому Эго может проявляться в нескольких формах. Прежде всего они способны дать новорожденному то, что он не может достать сам (еду, тепло). Кроме того могут развивать у ребенка систему восприятия, давать ему навыки более эффективных способов действия и т.д.; защищать от чрезмерных воздействий со стороны окружающего мира (например, от громких звуков или яркого света). Важная роль родителей заключается в контроле над предъявлением социальных ожиданий (чтобы они соответствовали, а не чрезмерно превышали способности ребенка).

Так, по З. Фрейду, на инфантильно-генитальной стадии ребенок не может управлять собственным возбуждением, поэтому если его наказывать (например, за мастурбацию), то это приведет к неврозу, так как сила Эго ребенка уменьшится. Обычно, родители или педагоги реагируют на случаи мастурбации у ребенка (что происходит, когда ребенок находится в постели) следующим образом: 1) категорически запрещают данные действия или даже наказывают за это ребенка; 2) выказывают переживания от увиденного, но при этом ничего не говорят ребенку; 3) не обращают на это внимания; 4) стараются отвлечь внимание ребенка. С психоаналитической точки зрения все перечисленные стратегии поведения являются неадекватными. В первом случае энергия, которая должна быть израсходована, оказывается задержанной и создается конфликтное переживание, которое может быть вытеснено в бессознательное. Во втором случае тревога родителей транслируется на ребенка, результатом чего становится ослабление Эго. Стратегия поведения взрослых в третьем случае может привести к фиксации ребенка на эротических переживаниях и препятствовать дальнейшему развитию. Отвлечение внимания ребенка также может быть неэффективным, поскольку энергия, возникающая у ребенка, все равно сохраняется и вытесняется в бессознательное.

Наиболее адекватными стратегиями поведения взрослого в данном случае являются способствование таким формам активности, которые позволяют сублимировать (израсходовать) возникающую энергию на другие цели и избежать подобных ситуаций (провоцирующих эротическое поведение). Сублимация – один из механизмов защиты, который заключается в том, что энергия либидо направляется в социально поощряемые формы деятельности (игра, лепка, изобразительная деятельность и т.п.). Стратегия избегания заключается в том, что в ситуации, которая предполагает интимный телесный контакт ребенка с самим собой или взрослым (например, в ситуации переодевания, купания и т.д.), поведение взрослого носит более деловой характер: необходимые телесные действия выполняются в быстром темпе и носят эмоционально-деловой фон, задаваемый взрослым ("попу надо вытереть", "писю надо вымыть" и т.п.).

С точки зрения психоаналитиков, устойчивые формы поведения ребенка во время еды, сна, игры и других видов детской деятельности могут свидетельствовать об особенностях оральной, анальной или инфантильно-генитальной стадий детского развития. На основе особенностей прохождения стадий развития в психоанализе были выработаны рекомендации для взаимодействия взрослого с ребенком. Так, младенцев необходимо обнимать, удовлетворять их потребности в сосании, не прерывать процесс кормления. На анальной стадии развития не следует слишком рано приучать ребенка к туалету. При этом такое приучение не может сопровождаться наказанием. Кроме того, родители не должны ухаживать за ребенком с помощью избыточных эмоциональных реакций или выражений отвращения (даже если ребенок накакал в штанишки), потому что ребенок интерпретирует подобные негативные эмоции как потерю родительской любви. Также взрослым следует помнить, что в соответствии с психоаналитической позицией объяснения детей могут часто расходиться с реальной мотивацией их поведения. Фактически объяснения детей могут носить социально приемлемый характер, за которым лежит социально отвергаемая мотивация.

Благодаря подходу Фрейда в практике раннего детского образования был сформулирован ряд задач: нетравматическое приучение детей к туалету; создание возможности для игр детей с водой и глиной (за которыми лежит символическое разрешение проблем, возникающих на анальной стадии развития); удовлетворение потребности детей в тесном контакте (крепкие объятия, которые выражают амбивалентные отношения ребенка к взрослому, что способствует разрешению проблем, возникающих на инфантильно-генитальной стадии). Также перед взрослым стоит задача грамотного ознакомления детей со скрытыми частями тела у человека противоположного пола. Психоаналитики считают, что важно не опережать развитие любопытства ребенка, но и не делать из этого тайну (чтобы не создавать излишнего напряжения), а удовлетворять вопросы ребенка в максимально обобщенном, метафорическом виде. Особой является задача осознания и коррекции педагогом образца, с которым ребенок может себя идентифицировать.

В рамках психоаналитического подхода были разработаны особые игровые приемы. Одни из них позволяют понять особенности поведения членов семьи и их роли в развитии ребенка. Для этого ребенку предлагается поиграть с куклами и рассказать об их взаимоотношениях. Другие способствуют освобождению от возбуждения, напряжения, связанного со стыдом, ненавистью, недоверием или страхом. Для этого используются подвесные груши, но которым ребенок может бить со всей силы; мокрая глина, которую ребенок может как угодно сжимать и мять; бумага, которую ребенок может рвать и другие разнообразные материалы.

Взгляды сторонников психоаналитической позиции на образование ребенка и роль образования в становлении его личности можно рассмотреть на примере трудов В. Беттельхейма.

Бруно Беттельхейм полагал, что основная задача образования заключается в том, чтобы развивать Эго ребенка. У педагога есть возможность воздействовать на все три сферы личности: Ид, Эго и Суперэго. Ид существует по принципу удовольствия. Сфера Ид будет доминировать в том случае, если взрослый будет стремиться сделать процесс образования максимально приятным для ребенка, доставляющим ему удовольствие. Сфера Эго будет расширяться, если педагог будет обращать внимание ребенка на процессы, происходящие в реальности. Сфера Суперэго будет расширяться, если педагог будет подчеркивать роль авторитета, закона или правила. Уже исходя из этого становится понятно, что если мы стремимся оградить ребенка от всевозможных неприятностей, стараемся, чтобы он не испытывал трудностей в процессе обучения, мы будем тем самым расширять и усиливать сферу его бессознательного. Обычно считается, что сфера бессознательного является источником творчества. Однако, по мнению Б. Беттельхейма, не всякое проявление бессознательного есть творчество. Например, с психоаналитической точки зрения сновидение является ярким проявлением бессознательного, но вряд ли можно полагать, что сновидение есть акт творчества, скорее это акт разрядки бессознательного.

Если провести параллель между сном и изобразительной деятельностью, то можно предположить, что не всякий рисунок есть творческая деятельность. Рисунок становится творческим только в том случае, если он основан не только на бессознательном, но и содержит в себе элементы сознания. Иначе говоря, ребенок должен осознавать, что он рисует, кому адресован рисунок, и что он выражает. Рисунок будет проявлением творчества, только если он будет подвергнут критике, анализу со стороны Суперэго, роль которого может выполнять родитель или педагог. В ходе такого анализа будет установлено, насколько ребенку удалось изобразить то, что он хотел изобразить, и выразить то, что он хотел выразить.

Заметим, что если рисунок ребенка не является творческим в полном смысле этого слова, это нисколько не умаляет полезности рисования, так как этот процесс приводит к разрядке Ид ребенка. Таким образом, мы можем сказать, что педагог, с одной стороны, обязан поощрять изобразительную деятельность (как возможность снятия напряжения), а с другой – стараться расширять Эго ребенка, обсуждая с ним цели рисунка, удачные цветовые и композиционные решения и тс переживания, которые ребенок хотел выразить.

Психоаналитики критически относились к традиционной (авторитарной) системе образования. Они считали, что недостаток такой системы состоит не в том, что происходит усиление Суперэго, поскольку традиционное обучение основано на подчинении задаваемым правилам, законам и авторитетам, а в том, что она ориентирована только на достижения учащегося. При этом не учитывается роль достижений в развитии каждого ребенка. По мнению психоаналитиков, основным мотивом, побуждающим ребенка к освоению предлагаемых образцов культуры в процессе образования, является страх. Страх есть переживание, характерное для слабого Эго, которое не уверено в возможности справиться с предлагаемой ситуацией, и поэтому оно обращается к авторитету взрослого (Суперэго). Задача развития Эго предполагает от взрослого систему достаточно четких требований, которые должны исполняться независимо от обстоятельств. Всякая размытость требований приводит к тому, что происходит усиление Ид и, соответственно, снижение Эго. Например, если родители сформулировали для ребенка требование ложиться спать в определенное время, то на это требование не могут оказывать влияние другие обстоятельства. Так, приезд бабушки не может быть основанием для того, чтобы ребенок ложился спать позднее, иначе у ребенка появится возможность действовать не на основе реального правила, а исходя из принципов удовольствия.

Зачастую в рекомендациях, адресованных родителю и педагогу, звучит требование "любить ребенка". Вместе с тем гарантированная любовь будет обеспечивать ребенку полное эмоциональное благополучие, лишит его чувства страха перед неопределенностью возникающих ситуаций, а соответственно, необходимости учиться и осваивать образцы морального поведения. Поэтому мотивом обучения ребенка должно выступать снижение тревоги, которое возникает по мере развития его Эго. Усиление Эго предполагает, что ребенок максимально ориентирован на отношение к реальности. Применительно к детскому образованию это означает, что сказки и истории, которые рассказываются детям, не могут быть чрезмерно благополучными (в соответствии с правилом, что все живут на доброй улице в прекрасном городе и счастливы рядом друг с другом). Такое представление реальности усиливает бессознательное ребенка, потому что он получает удовольствие, пребывая в такой приятной ситуации. В этом отношении очень правильно построены народные сказки, в которых встречаются как позитивные, так и негативные ситуации (лиса съедает колобка, медведь разваливает теремок и т.д.). Такие сказки соответствуют реальности – ведь не всегда жизненные истории заканчиваются благополучно. Отсюда следует, что принцип удовольствия не должен доминировать в дошкольном образовании.