Введение

Большинство предпринимателей попадают в беду не из-за того, что они не могут решить свои проблемы, а потому, что их просто не понимают.

А. Голдестайн

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что является стимулом к изучению такой дисциплины, как финансовый анализ. Чем обусловлена необходимость приобретения навыка "экономического чтения" финансовых отчетов такими разными группами специалистов, как бухгалтеры, аудиторы, менеджеры, экономисты и т.д.?

Ответ на эти вопросы лежит на поверхности: все специалисты должны научиться говорить на одном языке, с тем чтобы сократить время на решение, в конечном счете, одной и той же задачи - повышение эффективности деятельности каждого из подразделений и всей компании в целом.

Известно, что этим общим языком служит язык финансов, именно на нем говорят и "пишут" свои отчеты финансовые бухгалтеры. Задача менеджеров - научиться их читать.

Современная финансовая среда бизнеса связана с необходимостью проведения анализа тенденций, оценки деловой активности компании с целью принятия оптимальных управленческих решений.

В известной сказке "Алиса в стране чудес" Чеширский кот говорил, что если не знаешь, куда идти, то можно добраться туда любой дорогой. Именно работа "вслепую" существенно снижает эффективность бизнеса. Поэтому очевидно, что основная задача финансового анализа - это не только моделирование бизнес процессов сегодня, но и определение перспективных направлений развития компании.

Такая постановка вопроса предполагает широкое использование формализованных, доступных методов обработки текущих учетных данных, что в свою очередь требует серьезного их изучения.

Очевидно, что финансовый анализ наиболее тесно связан с управленческими решениями, в конечном итоге реализующимися в управлении потоками денежных средств, обеспечении положительного чистого денежного потока. По сути - это внутренняя диагностика финансового состояния компании сегодня с целью прогнозирования ее будущего.

Оценка финансовой привлекательности вложений в компанию складывается из сальдового анализа на базе бухгалтерского баланса, операционного анализа исходя из отчета о прибылях и убытках и анализа денежных потоков, основной источник информации для которого - отчет о движении денежных средств.

Однако возможности эффективного развития компании нельзя оценить с достаточной степенью точности, располагая только финансовой информацией. Бизнес любой компании развивается в определенной среде под серьезным воздействием извне.

Следовательно, необходимо получить дополнительную информацию нефинансового характера, что принято называть знакомством с компанией (Deal Flow), изучением бизнеса (Due Diligence - "должное внимание").

Это этап всесторонней оценки компании, включающий экспертизу заключенных договоров и учредительных документов, выявление дееспособности и правоспособности организации, знакомство с резюме бизнес-плана, исследование рынка.

Объединение финансовых и нефинансовых показателей в единую систему (такую, как Balanced Scorecard) дает возможность менеджерам ориентироваться на управление стратегией компании.

Изучение основ "Финансового анализа" позволяет менеджерам всех уровней сформировать базовые навыки экономического чтения финансовых отчетов с целью обоснования краткосрочных управленческих решений в рыночной среде.

В предлагаемом издании обобщены современные направления теории и практики системного анализа финансовой отчетности. Методика анализа ориентирована на интересы менеджеров компании, а также потенциальных инвесторов и кредиторов. Особое внимание уделено динамике показателей, характеризующих деловую активность компании, ее финансовою устойчивость, эффективность использования ресурсов. На этой основе сделан выбор варианта управления элементами оборотного капитала.

Представленный подход к оценке финансового состояния компании представляет собой процесс решения взаимосвязанных задач, таких как:

o разработка рекомендаций по формированию методики финансового анализа с учетом специфики анализируемой компании и поставленных перед специалистом задач;

o применение технических приемов финансового анализа для выявления зон риска в деятельности компании и повышения эффективности бизнеса;

o использование результатов финансового анализа в операционной деятельности компании и для корректировки принятой стратегии развития.

Финансовый анализ призван минимизировать информационные риски, раскрывая основные тенденции в изменении финансового состояния компании и ее деловой активности, прогнозируя финансовые результаты и оценивая возможность обеспечения ее финансовой устойчивости, с учетом специфики ведения бизнеса и определенной стадии жизненного цикла компании.