Введение

Со времени промышленной революции Нового времени цивилизация вступила в стадию исключительно интенсивного научно-технического развития, имеющего весьма противоречивые результаты. Современное человечество оказалось перед лицом ряда сложных глобальных проблем, возникла реальная угроза экологической и антропологической катастроф, самому существованию жизни на Земле. Мировое сообщество переживает переломный период в своем развитии, эпоху "переоценки ценностей", поиска выхода из глобального кризиса техногенной цивилизации с ее сциентистской и технической парадигмами. В начале XXI в., в условиях общего кризиса техногенной цивилизации, экспансии техники и технологии практически во все сферы общественной и частной жизни, а также происходящей компьютерно-информационной революции, крайне актуализируются мировоззренческие и социокультурные проблемы технического бытия и технического знания. Они по-настоящему становятся судьбоносными, от их решения зависит будущее всего человечества. Безусловно, решающую роль здесь призвана сыграть философия, являющаяся ценностно-смысловым способом освоения человеком мира, особым типом мировоззрения, самосознанием и критикой эпохи, рефлексией над предельными и универсальными основаниями бытия, культуры и человеческой жизнедеятельности, осмысленной стратегией существования и развития человеческого рода.

Развитие технической деятельности сопровождалось становлением особой ветви научного знания, получившей название технических наук, в результате чего объективно возникла ситуация, при которой проблемы развития технических средств, технического знания, инженерной деятельности и воздействия ее продуктов на социальную среду стали предметом философско-мировоззренческого и философско-методологического исследования. Эти исследования слились с общим потоком исследовательской работы в области научно-технического прогресса и стали важной составляющей философии и методологии науки и техники, о чем свидетельствует постоянное присутствие данной проблематики в философской литературе и на философских конгрессах.

Тем не менее, хотя осмысление технических наук, их специфики, места и роли в развитии техники и инженерии имеет важное теоретико-методологическое и практическое значение, философские проблемы технических наук к настоящему времени недостаточно изучены и представлены в научной и, как следствие, учебной литературе.

Предлагаемое пособие — это редкий пока пример философской учебной литературы, специально посвященной осмыслению технических наук (в большинстве учебных изданий по философии науки и философии техники соответствующий материал дан вкратце и поверхностно). В нем раскрываются предмет, структура и закономерности технических наук, эксплицируются философские основания этой области знания. При этом структура пособия базируется на методологических принципах системного подхода, когда рассмотрение проблемы производится в контексте актуальных, сложных и дискуссионных философских вопросов науки как социального института, техники, технологии и инженерной деятельности, связи бытия и сознания, эмпирического и теоретического в познавательной деятельности. В содержании учебного пособия реализуется последовательный переход от проблемы объекта технознания к его субъекту, от истории технического знания к его современному состоянию, от концептуально-методологических аспектов технических наук к аксиологическим и социокультурным.

Особый интерес учебное пособие может представлять для студентов в ходе изучения ими таких дисциплин, как "Философия технических наук", "Философские проблемы науки и техники" и т.д., аспирантов, сдающих кандидатский минимум по курсу "История и философия науки", преподавателей, ведущих занятия по этим предметам. Таким образом, его появление обусловлено необходимостью приближения содержания философского образования к целям и задачам профессиональной подготовки.

Главное назначение пособия — помочь студентам и аспирантам уяснить ряд узловых философских вопросов научного познания, техники, технологии, технических наук и инженерной деятельности, понять их сущность, место и роль в современном обществе, а в конечном счете способствовать формированию философской культуры мышления, без которой невозможна серьезная исследовательская деятельность в любой из областей науки.

Нельзя забывать и о том, что объективным велением времени и важной составляющей парадигмы модернизации высшего и послевузовского профессионального образования становится гуманизация современной инженерной деятельности и технической школы. Поэтому гуманитарная, в том числе и философская, подготовка специалистов технического профиля, инженеров имеет для них не только сугубо личностное, но и огромное социальное, практическое и профессиональное значение. Другими словами, она является необходимым элементом и важнейшим критерием их интеллигентности, профессионализма и компетентности.

По способу постановки и освещения основных проблемных вопросов данное пособие может быть интересно широкому кругу читателей: как профессиональным философам, занимающимся методологией науки, так и инженерам, научно-техническим работникам и преподавателям технических вузов. Автор постарался привлечь и компактно, адаптировано изложить основные достижения отечественной и зарубежной философской мысли нескольких последних десятилетий по осмыслению современного состояния научно-технических знаний.