Эффекты межличностного восприятия

Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, значительно отличается от ожидаемого ими. Психоаналитики выделяют в этом процессе влияние переноса. Поведенческие психологи, например Эллис, интерпретируют это явление в терминах сверхгенерализации опыта прошлых взаимодействий с людьми. Исследователи, работающие в традиции модели социальных отношений (Каппу, 1988), пытаются измерить влияние разных факторов на межличностные оценки.

При этом они выделяют:

эффект восприятия – видение людей в общем и целом;

эффект партнера – впечатление в конкретном контакте;

эффект отношений – воздействие сложившихся отношений;

случайное смещение – влияние других причин.

Эффект партнера является наибольшим при первой встрече, когда проявляют социальные стереотипы разного рода. Это означает, что все явления сверхгенерализации и переноса должны проявиться уже в первые минуты социального контакта.

Интересное приложение этих положений было получено в исследовании Р. Риджи и Б. Трокмортон (1988) на материале интервью при приеме на работу (рис. 4.2). Группа экспертов оценивала 100 видеозаписей процедуры собеседования. Оказалось, записи, оцененные экспертами как успешные, отличаются следующими признаками: большим числом позитивных высказываний, малым числом речевых ошибок и удачно подобранной одеждой претендентов на рабочее место. Такие свойства как физическая привлекательность, особенности невербалики, скорость речи оказались не значимыми.

Полученные результаты ставят определенные вопросы о том, в правильном ли направлении развиваются тренинги социальной компетентности.

Рис. 4.2. Лабораторная установка для исследования интервью

Межгрупповые механизмы социального восприятия:

– физиогномическая редукция – детерминированная этническими и социокультурными условиями способность определения психологических характеристик по внешнему облику;

– стереотипизация – приписывание сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними;

– ингрупповой фаворитизм – тенденция к установлению позитивно оцениваемых различий в пользу собственной социальной группы;

– каузальная атрибуция – причинная интерпретация внешности и невербального поведения других людей на основе принадлежности к той или иной социальной группе.

Имплицитная теория личности

К. Бруннер в 1954 г. предложил ряд источников гак называемой имплицитной теории личности (ИТЛ). ИТЛ лежит в основе нашего восприятия других людей и объяснения их поведения и приписывания им определенных личностных свойств, т.е. каузальной атрибуции.

Источниками ИТЛ могут быть:

– культура воспитания;

– авторитет родителей;

– индукция в процессе получения личного опыта;

– сознательное конструирование;

– каузальная атрибуция;

– предубеждение.

Атрибуция проявляется во взаимодействии с другими людьми. Наблюдая их реакции мы пытаемся их как-то объяснить и обобщаем на личностные черты человека. Атрибуция часто ведет к ошибкам, так как не учитываются влияния ситуации и дополнительная информация, которой может обладать другой человек. Часто происходит "наклеивание ярлыков". Другим источником ошибок может быть проекция и перенос, рассматриваемые в психоаналитической традиции.

На механизме атрибуции базируется такое явление, как предубеждение по отношению к другим людям. Переход от оценки ситуационных факторов к оценке личностных свойств осуществляется при поддержке негибкой генерализации.

Особенности сознательного подавления выражения эмоций

В исследовании Хельма (см. Бодалев, 1995) показано, что при среднем уровне эмоционального переживания аффективные проявления выражаются более свободно как в мимическом, так и в речевом плане. При усилении эмоционального переживания включается сознательный контроль и многие проявления подавляются (см. рис. 4.3). Затем может последовать значительное усиление экспрессивных проявлений при дальнейшем увеличении эмоционального переживания.

Эффекторное осуществление эмоционального акта ведет к торможению центральных образований, а задержка эффекториой активности усиливает эмоциональное возбуждение.

Рис. 4.3. Лабораторная установка для изучения подавления эмоций при переговорах