Эффекты межличностного восприятия

В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, что выражается в эффекте первичности и новизны. Он подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. При противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале, при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них: превосходство партнера по общению, привлекательность и отношение к наблюдателю.

Фактор превосходства – "запускает" схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру – уму, материальному, социальному положению и др.).

Фактор привлекательности (реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне). Фактор отношения к наблюдателю (ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно).

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола. Эффект ореола заключается в приписывании не существующих черт человеку в зависимости от полученной информации. Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поразительными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры – до 178 см. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 см, и, наконец, рост профессора равнялся 184 см. Таким образом, на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемый им статус.

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков. Например, когда у человека замечательное расположение духа, все окружающие кажутся ему милейшими людьми.

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека – стереотипов. Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д. Они играют как положительную, так и отрицательную роль, помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды. Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации.

Первый этап – период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений. К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (рис. 22).

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения. Если общение нужно нам, то происходит "подстройка к партнеру снизу" (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера (например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считает, что он справедливый, значит разрешит). Возникает "эффект ореола" – перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие. Если общение нужно ему, то мы подстраиваемся к партнеру сверху (взгляд сверху вниз). При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, т.е. смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

Рис. 22. Субъективные факторы, влияющие на формирование модели партнера по общению

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов. Например, роль преподавателя, студента, декана и т.п. Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий. Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека. Например: успех на экзамене однокурсника мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция), а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная атрибуция), или что по время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает для эффективного налаживания отношений.