Лекция 7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• основные тенденции формирования социальной структуры современного общества;

• закономерности развития психологических процессов в отдельных группах аудитории массмедиа;

• функции, структуру и принципы формирования общественного мнения в правовом государстве;

уметь

• выявлять типы влияния и механизмы противостояния им;

• применять знания в профессиональных, социальных и межличностных отношениях;

владеть

• приемами создания модели общения в массовой коммуникации;

• методами психологии журналистики при решении социальных и профессиональных задач;

• навыками оперативной подготовки материалов, адресованных представителям различных аудиторных групп СМИ.

Следует отмстить, что начиная с середины 1990-х гг. многое изменилось и в сфере массового сознания россиян. Раньше, будучи монолитным, оно являлось "легким орудием" в руках участников коммуникационного процесса, им легко было манипулировать. Сегодняшняя разрозненность общественного сознания предполагает прежде всего отказ от старых методов воздействия на аудиторию СМИ, а следовательно, анализировать современную журналистскую практику становится намного сложнее.

Результаты исследований новейшего времени позволяют, в частности, рассматривать массмедиа и как сферу взаимодействия виртуальной и реальной культур. Ведь не только современные технологии оказывают прямое влияние на образ жизни человека, не представляющего, к примеру, день без сотового телефона, Интернета, того или иного канала информации из числа традиционных СМИ. На процессы социализации личности влияет и информация, полученная опосредованно – через родных, друзей, коллег по работе. К тому же массмедиа – это не только средства массовой коммуникации, по и целая система, реализующая для неопределенно широкой аудитории рекреативную функцию. Все чаще исследователи отмечают, что массмедиа при этом являются не только источником информации, основанной на реальных фактах, но и своего рода "фабрикой" но производству некоей собственной виртуальной реальности, фактором формирования "эрзац-представлений" личности, источником ценностных ориентаций, предпочтений и образцов поведения, изначально весьма ограниченного или запрограммированного на некритичное восприятие характера.

Следовательно, медиапотребление нельзя рассматривать только как пассивное восприятие информационной продукции. В идеале оно должно быть реализовано в форме активной социальной практики личности. При этом медиапотребление, в соответствии с идеологией медиаобразования, следует рассматривать как часть общего ее медиаповедения, как проявление активности при селекции и отборе необходимой информации, направленности и осознанности поведения конкретного человека в медиапространстве.

Общественное мнение и ментальность

Массмедиа играют важную, зачастую определяющую роль в формировании общественного сознания – индивидуального, группового, массового. В наиболее общем виде его определяют как "особую форму сознания, формирующегося под историческим воздействием внешних факторов, условий жизни индивида и являющуюся хранилищем совокупного социального и культурного опыта"[1]. Продуктом общественного сознания является общественное мнение, которое, в зависимости от влияния множества внешних и внутренних (групповых) обстоятельств может быть истинным или ложным, адекватным или иллюзорным. Публичный характер такого социального института, как общественное мнение, как раз и выражают массмедиа. Мы рассмотрим лишь сугубо прагматический аспект его функционирования.

Так, исследователь Елизавета Гладковская попыталась проанализировать деятельность современных российских СМИ путем сопоставления их с зарубежными изданиями. Ключевым понятием анализа контента в ее работе[2] была "ментальность" – как в широком, так и в узком смысле данного термина. Предположив, что прежде всего ментальность характеризует любую аудиторию СМИ и от этого во многом зависят особенности восприятия информации, она провела интереснейшее сравнительное исследование качественных периодических изданий России и США.

Но вначале в рамках методологического "ноля" исследования подчеркнем, что существует несколько трактовок понятия "ментальность", очень важного для характеристики современной массово-коммуникационной практики. Например, по мнению Б. Шулындина, менталитет можно определить как "сформированную под влиянием достаточно постоянных географических, геополитических и социальных факторов систему стереотипов поведения, чувственно-эмоциональных реакций и мышления, являющуюся выражением иерархически соподчиненных приоритетов и ценностей".

М. Рац и М. Ойзермаи говорят прежде всего об определяющей особенности советской ментальности как о "почти полной неспособности к рефлексии". В. Веселова определяет менталитет как некую характерную для конкретной культуры (субкультуры) специфику психической жизни представляющих ее людей, детерминированную экономическими и политическими условиями в историческом аспекте. "ОГЛАВЛЕНИЕ менталитета, – отмечает она, – как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется, прежде всего, знаниями, которыми владеет человеческая общность".

Известный исследователь "национальных образов мира" Г. Гачев, пытаясь установить, что наиболее важно тому или иному народу и его культуре "врожденно", выделяет такие элементы, как Пространство и Время, Вертикаль и Горизонталь, Почему и Кто. К примеру, для немцев это Время, для русских – Пространство: даже священное слово "страна" того же корня.

Применительно к СМИ, менталитет, на наш взгляд, можно рассматривать как определенные стереотипы в оценке события, заострение внимания на каком-либо вопросе, приверженность определенным традициям.