ЕЭП-4

На фоне интеграционных неудач в рамках ЕврАзЭС Россия инициировала новый проект, получивший название "Единое экономическое пространство России, Украины, Белоруссии и Казахстана" или кратко – "ЕЭП четырех". Принципиально новым моментом в сравнении с ЕврАзЭС являлось участие Украины, а также лучшая подготовка участников этого проекта (экономически наиболее развитые страны СНГ, сопряженные друг с другом в обрабатывающих отраслях) к решению интеграционных задач. Однако из-за серьезных расхождений в позиции Украины и других участников проекта относительно будущей конструкции единого пространства и глубины взаимодействия в новом региональном объединении данный проект не был реализован.

К середине 2000-х гг. на фоне повышения экономической динамики постсоветского пространства, усиления процессов регионализации мирового хозяйства и новых вызовов глобальной конкуренции отсутствие дееспособных интеграционных форматов в СНГ стало серьезным тормозом для дальнейшего развития государств Содружества. Прежде всего, это ощутили наиболее развитые и крупные экономики Содружества, обладавшие необходимой внутренней стабильностью и достаточной политической волей для принятия стратегических решений в отношении собственного будущего – Россия, Белоруссия и Казахстан. Дальнейшее поступательное развитие национальных хозяйств требовало последовательных мер по либерализации взаимной торговли, устранению торговых барьеров, упрощению таможенных и административных процедур, формированию общего экономического пространства, предполагающего свободное перемещение в его пределах товаров, услуг и факторов производства. При этом неудача с проектом "ЕЭП четырех" не только не ослабила мотивацию к углублению интеграции, а, наоборот, с учетом полученных уроков и накопленного практического опыта в известном смысле облегчила и сделала более осознанными и ответственными дальнейшие интеграционные шаги трех стран.

На встрече глав государств "ЕЭП четырех" в Казани (сентябрь 2005 г.) лидерами трех стран было принято политическое решение о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут синхронно двигаться по пути создания полноценного таможенного союза и общих рынков (товаров, услуг, капитала и рабочей силы), не исключая также формирование в отдаленной перспективе валютного союза – самой высокой стадии региональной экономической интеграции.

Неформальный саммит стран – участниц ЕврАзЭС в августе 2006 г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза (а в дальнейшем – единого экономического пространства) в рамках трех государств – России, Белоруссии и Казахстана – с последующим постепенным расширением его состава за счет других государств – членов ЕврАзЭС по мере их готовности[1]. В октябре 2007 г. главы трех государств подписали ключевые документы, определяющие институциональную структуру ТС и механизм вхождения в него новых государств, утвердили План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, который установил последовательность и сроки осуществления конкретных мероприятий на период 2008-2010 гг.