Лекция 2. ЭДУКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

2.1. Характеристики эдукационного процесса

2.2. Эдукационная система

2.3. Моделирование процесса

2.4. Специфика процессов, составляющих ЭП

2.5. Модели эдукационных систем

2.6. Проектирование процесса

2.7. Обеспечение процесса

2.8. Оптимизация процесса

Трудность материала – 0,98 у.е.

Минимальное время – 76 минут

Для самостоятельного изучения материала потребуется 312 минут

После изучения данной главы студент должен:

знать

характеристики эдукационного процесса;

• модели учебно-воспитательных систем;

• этапы эдукационного процесса;

уметь

дифференцировать эдукационные процессы;

• анализировать структуру эдукационного процесса;

владеть

• методом анализа целостного эдукационного процесса.

Характеристики эдукационного процесса

В предыдущей главе мы рассмотрели сущность явлений обучения, воспитания, образования, развития, формирования. Теперь проанализируем их в развитии, движении, чтобы понять, как они функционируют во времени и пространстве. Функционирование чего-либо во времени и пространстве называется процессом (от лат. processus – движение вперед). Это основная характеристика любого производства. Процесс всегда направлен на получение какого-то результата – продукта. Процесс угасает в продукте.

В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие "учебно-воспитательный процесс". Исследования Π. Ф. Каптерева, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского и др. показали, что это понятие – суженное и неполное. Оно не отражает всей сложности процесса воспитания и обучения, прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности. Более емким оказалось понятие "педагогический процесс". Именно единство обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же понятия "учебно-воспитательный процесс" и "педагогический процесс" совпадают.

В современной педагогической литературе употребляются и другие термины для обозначения педагогического процесса: учебно-воспитательный, дидактический (где воспитательная функция подразумевается), воспитательный (в котором автоматически присутствует обучение), эдукационный процесс, объединяющий воспитание и обучение. Все эти названия будут употребляться в учебнике, но преимущество будет отдано обозначению "эдукационный процесс".

Определений педагогического процесса много. В наиболее общем представлении педагогический процесс – это движение обучения и воспитания к своей цели. В несколько суженном, практическом определении педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.

Однако понятие "педагогический процесс" также представляется исчерпавшим себя, не отражающим более возросших требований науки и практики, в частности в связи с тем, что в его определении воспитание отрывается от обучения, отсутствует понятие ученического процесса. Для обозначения органического единства обучения и воспитания, неразрывности педагогической и ученической деятельности введено понятие эдукации. Движение эдукации к своей цели называется эдукационным процессом (ЭП). Он имеет свои отличительные особенности, которые выводят его за пределы других процессов, имеющих отношение к воспитанию. В частности, эдукационный процесс:

1) представляет собой единство трех составляющих – педагога, учеников, предмета обучения-воспитания;

2) протекает в специально созданных условиях, каковыми в данном случае выступают учебно-воспитательные учреждения, которые специально создаются для организации ЭП;

3) имеет четко определенные цели, которые выводятся из целевых установок развития общества, общечеловеческих ценностей и имеют современное научное обоснование;

4) осуществляется по специальным планам и программам, которые разрабатываются научно-исследовательскими учреждениями и утверждаются государственными органами;

5) управляется педагогами, квалификация которых подтверждена дипломом установленного образца. Процесс, в котором не присутствует квалифицированный педагог, не является эдукационным;

6) завершается гарантированным результатом. В рамках ЭП функционирует система поэтапного и заключительного контроля достижений, которая выводит каждого воспитанника на посильный для него уровень обученности и воспитанности;

7) его участники несут ответственность в установленном законодательством порядке за свою деятельность и поведение.

Задание. Мы живем в обществе, где существует множество процессов, направленных на человека. Семья, учебные заведения, СМИ, полиция, суды, страховые компании, банки и т.д. – все эти институты стремятся сделать человека удобным для себя. Во всех реализуемых ими процессах, направленных на человека, присутствуют обучение и воспитание. Но являются ли эти процессы эдукационными?

Заполните таблицу. По 10-балльной шкале оцените влияние каждого процесса на обучение, воспитание, развитие, формирование человека. Полагайтесь на собственный опыт и на оценки, которые вы читали или слышали. Главное: мы должны убедиться, что учителя – не единственные, кто занимается воспитанием. Данные этой таблицы понадобятся нам при изучении других тем.

Источник процесса

Влияет на:

обучение

воспитание

развитие

формирование

Телевидение

Радио

Пресса

Литература

Кино

Интернет

Семья, родители

Улица, друзья

Полиция, суды

Армия

Исправительные учреждения

Учебно-воспитательные заведения

Клубы, объединения

Общественные организации

Работа над собой

Естественно, данные будут отражать ваше субъективное мнение: на каждого человека процесс влияет по-своему, и это влияние не остается постоянным. Научные исследования о влиятельности различных процессов на формирование человека на первое место по силе влияния выводят телевидение, Интернет, неформальные объединения.

Все процессы, включая самовоспитание, не могут быть отнесены к ЭП, потому что не имеют необходимых и достаточных признаков. Рассмотрим в качестве примера телевидение, которое оказывает очень мощное давление на подрастающего человека. Телевидение учит, воспитывает, развивает, формирует. Но чего оно добивается? Только наших денег. Это бизнес. Никто не несет ответственности за то, как то или иное воздействие повлияет на человека, что с ним будет после, куда его приведут призывы, льющиеся с экрана. Ответ телевизионщиков циничен: "не хочешь – не смотри". Но подрастающий человек слаб, его сила воли не сформирована, а делать выбор он не умеет. Когда будет реализована цель воспитания – умение делать выбор – безнравственное телевидение исчезнет само собой.

Выделением ЭП мы фактически отделяем целенаправленную деятельность по воспитанию-обучению от стихийных, неуправляемых влияний. Медицине понадобилось много лет, чтобы отмежеваться от знахарства, шарлатанства, и хотя последние но- прежнему существуют, официальная медицина отвечает только за свои действия. Ситуация в педагогике похожая. Сегодня педагогов жестко критикуют за невоспитанность подрастающих поколений, за общий упадок воспитанности и морали, фактически за процессы и их результаты, к которым педагоги не имеют отношения и на которые влиять не могут. Педагоги отвечают только за эдукационный процесс и его продукты. Конечно, это не означает изоляции ЭП от других процессов обучения-воспитания. Педагогам необходимо сотрудничать с семьей, призывать на помощь самовоспитание, искать поддержки у Интернета. Но ведущая роль всегда должна принадлежать педагогам, что было бы целесообразно закрепить законодательно.