Единство воспитания и обучения

Данный принцип обобщает философские положения всех времен и народов, в которых раскрывается органическое единство воспитания и обучения. Эти процессы протекают одновременно и неразрывно. И хотя доля воспитания или обучения в отдельных актах эдукационного процесса может изменяться, он достигает цели тогда, когда педагог контролирует оба процесса. Принцип требует соблюдения гармонии обучения и воспитания. Реализация принципа осуществляется через систему правил.

Знания без воспитанностимеч в руках безумца. Игнорирование этой древней мудрости способно обернуться большими потерями. Всякий, кто берется за эдукацию, должен взять себе за правило любое знание сопровождать надлежащим воспитанием. Конечно, в наше время по чисто практическим причинам невозможно предотвратить распространение опасных знаний, с помощью средств коммуникации они доступны всем. Например, шестиклассник с начальными знаниями по химии может сконструировать гранату, но уже сам факт того, что стремление получить оружие возникает в голове ребенка, следует рассматривать как экстраординарный. Педагоги должны делать все от них зависящее, чтобы знание сопровождалось надлежащей воспитанностью, а сформированная нравственность предшествовала получению знаний.

Обучаявоспитываем, воспитывая – обучаем. Соблюдаем надлежащий баланс, развивая на конкретных знаниях нравственность человека. Может быть, сегодня не столь уж важно, будет ли ученик знать внутреннее строение лягушки или рыбы: из урока он должен вынести убеждение, что уничтожать природу нельзя. В свете требований данного принципа необходимо пересмотреть программы и учебные книги, наполнив их мировоззренческим, нравственным ОГЛАВЛЕНИЕм. Факты, даты, правила и формулы оттачивают ум, а душа не может расправить крылья. Педагоги сознательно уходят от решения многотрудных задач воспитания. Формулы сокращенного умножения излагать легче, чем управлять нравственным становлением школьника, поэтому и выпячивается сверх всякой меры обучение, обходят педагоги воспитательные участки эдукации, сосредотачиваясь на знаниях. Формулу серной кислоты в конце концов запоминают все. Но зачем?..

В Библии сказано: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26). Какая польза ребенку от школы, котораянесделала его нравственным человеком? В школу детей посылают не только за знаниями: родители хотят видеть их воспитанными, готовыми к жизни. Педагоги должны понимать свою личную ответственность за судьбы людей. Не каждый может быть педагогом, ибо воспитание – не наемный труд, а высокая миссия. Правило, вытекающее из требования общественной направленности воспитания, простое: пусть каждый педагог, переступая порог школы, спросит себя: зачем я здесь?

Школа – не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение такого взаимодействия приводит к застою школы. Как общественно-государственный школа институт не может жить только на государственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должны быть преодолены отчужденность общества от школы, с одной стороны, и школы от общества – с другой, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Процессы разгосударствления школы начаты. Наряду с государственными школами существуют частные и корпоративные (подчиняющиеся своим ведомствам) учебные заведения. Но никто пока не знает, каким должно быть оптимальное соотношение между государственной (общественной, народной) и частной школой.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются школьники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект.

В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

В общественные процессы каждый человек включается с раннего детства, поэтому и гражданское воспитание начинается в юном возрасте. Чувство социальной ответственности вырабатывается несколько позже – в школе второй ступени. На всех этапах формирования социальных качеств необходимо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе первой ступени дети легко усваивают такие понятия, как "конституция", "власть", "авторитет", "закон", "ответственность", "правительство" и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

Актуальная задача – преодоление апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для этого воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодежи надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль недорослей, и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни.