Единая система тарифных преференций Таможенного союза

Единая система тарифных преференций (далее – ЕСТП) начала действовать в рамках Таможенного союза с 1 января 2010 г.[1] Ее основу составляют перечни развивающихся и наименее развитых стран, а также перечень преференциальных товаров. Контроль за действенностью рассматриваемой системы возлагается на ЕЭК/КТС. Рассмотрим подробнее каждый компонент ЕСТП.

Перечень развивающихся странпользователей системы тарифных преференций Таможенного союза[2] в настоящее время включает 102 страны. В него входят несколько европейских государств (Албания, Босния и Герцеговина, Македония и др.), значительная часть государств Азии, Африки и Латинской Америки. Специально указывается, что в этот перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Вместе с тем та или иная страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть но решению ЕЭК/КТС не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

– достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;

– объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран – пользователей системы преференций;

– недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств Сторон либо физических и (или) юридических лиц государств Сторон, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств Сторон доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств Сторон;

– серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков;

– несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенною Союза[3] в настоящее время включает 49 стран. В указанный перечень включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН, в основном это беднейшие государства Африканского континента.

Наконец, перечень преференциальных товаров, т.е. перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций ЕТН ВЭД. К рассматриваемой разновидности товаров относятся сырье, полуфабрикаты, продукция сельского хозяйства, изделия народных промыслов и т.п.

Воспользоваться таможенными льготами в рамках ЕСТП представляется возможным только при соблюдении ряда обязательных условий:

1) товар должен входить в перечень преференциальных товаров;

2) должен быть представлен сертификат о происхождении товаров по форме "А";

3) для товаров, происходящих из развивающихся либо наименее развитых стран, должно соблюдаться правило непосредственной закупки таких товаров этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Если по поводу первого условия уже были высказаны необходимые разъяснения, то второе и третье условия заслуживают некоторых дополнительных замечаний.

Сертификат о происхождении товаров по форме "А" был утвержден Соглашением о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008. Такой сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде па русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык.

Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5%.

В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).

В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долл.) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.

Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи.

Сертификат о происхождении товаров по форме "А" должен быть подписан и заверен оттиском печати уполномоченного органа соответствующей страны, при этом образцы ЕЭК/КТС получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Как правило, в качестве уполномоченных органов соответствующей страны выступают торгово-промышленные палаты.

Под правилом непосредственной закупки понимаются закупка товара импортером непосредственно у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Под прямой поставкой понимается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию государств – Сторон без провоза через территорию другого государства.

Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.

Правилу прямой поставки также отвечают товары, закупленные импортером па выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:

1) товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались gод таможенным контролем при их проведении;

2) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;

3) товары ввозятся на единую таможенную территорию государств – Сторон в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.