Движущие силы и логика воспитательного процесса

Воспитание рассматривается в педагогике как процесс диалектический. Характеризуя процесс воспитания, А. С. Макаренко подчеркивал, что со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений. Это обстоятельство нельзя не учитывать в реальном воспитательном процессе. Оно сообщает ему гибкость, подвижность, динамичность, изменчивость. Никакая система воспитательных средств не может быть рекомендована как постоянная, ибо изменяется сам ребенок, вступая в новые системы общественных связей и отношений, возрастают и усложняются социальные функции воспитательного процесса, требования к подрастающему поколению.

В соответствии с диалектическим подходом к изучению развивающихся и меняющихся явлений движущими силами воспитания и самовоспитания, где второе есть следствие и результат от первого, являются противоречия.

Противоречие – это столкновение в конфликте противоположных начал. Однако они только тогда определяют ОГЛАВЛЕНИЕ и направление развития, когда для их проявления созданы благоприятные внешние условия. Складываясь и изменяясь под воздействием внешних обстоятельств, внутренние противоречия обусловливают переход личности на более высокий уровень ее развития.

Научно обоснованное разрешение объективных и своевременное осознание и устранение субъективных противоречий обеспечит поступательное движение воспитательного процесса от решения одних задач к другим, более сложным и ответственным.

Одним из основных источников развития человека как личности становится противоречие между потребностями и способами (условиями) их удовлетворения в социуме. Если потребность школьника удовлетворяется соответствующим предметом или действием и в необходимом размере, то противоречие снимается на ранних стадиях. Практически же бывает так, что потребность удовлетворяется не сразу и не в полной мере. В этой ситуации возникает противоречие, которое, в свою очередь, порождает напряжение.

Как социум не может в полной мере удовлетворить все потребности личности, так и личность никогда абсолютно не соответствует требованиям социума. Отношения "личность и социум" достаточно сложные, которые, с одной стороны, могут помогать личности раскрывать свои жизненные силы и обществу развиваться, а с другой – могут быть разрушительными как для личности, так и для социума.

Воспитание личности должно соответствовать существующим социальным требованиям и быть направлено на то, чтобы помочь личности найти свое место в социуме. "Найти свое место в социуме" понимается не как приспособление к социуму, а как активное взаимодействие, результатом которого является развитие личности и социума.

К числу внутренних противоречий относится противоречие между притязаниями школьника и его возможностями. Это противоречие может быть выражено открыто в поведении: пообещал – не выполнил, взялся за дело – не окончил. Но оно может быть и скрытым – тогда в воспитательном процессе возникает конфликтная ситуация.

Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера, определяющим движение воспитательного процесса, является несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны общества: школы, учителей.

Если требования слишком завышены или, наоборот, занижены, то они не становятся источниками движения школьников, а следовательно, и всей воспитательной системы к конечной цели. Только задачи, находящиеся в зоне ближайшего развития детей и соответствующие их оценкам значимости воспринимаемого, вызывают интерес и потребность в их решении. У ученика при этом возникает стремление разобраться, определить свое отношение к этим требованиям. Вот почему необходимо проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития коллектива и отдельных воспитанников, превращать их в конкретные воспитательные задачи и обеспечивать принятие самими детьми.

Внешнее противоречие проявляется в несоответствии, расхождении между объективно существующими нормами и поведением окружающих людей. Нередки случаи, когда школьник оказывается свидетелем таких поступков сверстников и взрослых, которые идут вразрез с общественными нормами. Одним из внешних противоречий воспитательного процесса является противоречие между внешними требованиями и поведением самого учащегося. Маленькому школьнику, например, предъявляют требование не бегать во время перемены но коридору. Однако он еще не готов выполнить это требование и ведет себя по-прежнему.

В последнее годы в связи с демократизацией образования выявилось главное внутреннее противоречие воспитательного процесса и развития личности в детском возрасте. Это несоответствие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни. Главное противоречие конкретизируется целым рядом второстепенных противоречий:

– между общественными интересами и интересами личности;

– между коллективом и личностью;

– между сложными явлениями общественной жизни и недостатком детского опыта для их понимания;

– между стремительно нарастающим потоком информации и возможностями учебно-воспитательного процесса и др.

К субъективным противоречиям относятся следующие:

– между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью воспитательного процесса;

– между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;

– между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками преимущественно на словесное воспитание;

– между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и тенденцией к технократизации педагогического процесса и др.

Всякое противоречие так или иначе должно быть разрешено, или же оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Преодолевая противоречие, личность поднимается на более высокую ступень своего развития, приобретает новое качество, готовность решать более сложные задачи, овладевать более совершенными способами деятельности и поведения. И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречие продолжает существовать, затухая и обостряясь, до исчезновения причин, его порождающих. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

Искусство воспитания в этом случае заключается в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности. ОГЛАВЛЕНИЕ и иерархия противоречий могут быть смоделированы в педагогическом процессе, что будет способствовать большей гибкости управления воспитательным процессом и полноте реализации его целей.