Две концепции торговой политики США

Между демократическими и республиканскими правительствами США существуют достаточно выраженные различия в международной торговой политике страны, которые отражаются, в частности, в разном отношении к дефициту. Эти различия стали наиболее выраженными с периода президента Р. Рейгана. Доводы республиканских теоретиков обычно сводятся к следующему: дефициты – это следствие действия свободных сил конкуренции в экономиках, открытых для международной торговли. В такой обстановке формируются лучшие условия для экономического роста и повышения уровня жизни населения, чем в менее открытых системах, в которых все подчинено идее ограничения импорта. Эту концепцию разделяло правительство Дж. Буша. Оптимистично воспринимающие торговый дефицит республиканцы пытались доказать, что рост безработицы в США незначителен по отношению к ВВП, загрузка производственных мощностей в промышленности высока, доллар стабилен и, следовательно, торговый дефицит не оказывает сколько-нибудь значимого влияния на американскую экономику. Этот тезис приводился в экономических докладах президенту за 2001–2007 гг. Он был основан на таких данных, как действительно низкий уровень безработицы, полная занятость, высокий темп экономического роста и т.д.

Демократы же и их экономические теоретики, как правило, выражают свою озабоченность долгосрочными издержками, связанными с торговым дефицитом США, в том числе такими, как сокращение количества рабочих мест вследствие давления импорта на заработную плату в сторону ее понижения. Они исходят из того постулата, что хронический торговый дефицит способствует разрушению производственной базы США и потере долгосрочной конкурентоспособности страны.

Для предотвращения постоянно растущего дисбаланса между импортом и экспортом в американской внешней торговле, как правило, предлагаются два варианта возможного решения. Первое решение – это продолжение обесценения доллара, что позволило бы урегулировать торговый баланс через воздействие на относительные цены американского экспорта и импорта. Однако позитивные результаты на этом пути ограничены, поскольку валютные курсы не всегда движутся в направлении, необходимом для корректировки торгового баланса. К тому же существенная девальвация доллара грозит подрывом экономической стабильности во всем мире.

Второе решение – это попытка стимулировать развитие американской экономики. Такой подход свойствен политике нынешнего правительства Америки и президента Обамы. В целях реализации этого курса в 2009–2010 гг. были созданы серьезные стимуляторы для внешнеторговой экспансии американских компаний в целом, для содействия и укрепления производственно-технологической базы экономики.

Очевидно, что проблема дефицита внешней торговли США – это международная проблема и ее решение требует определенных международных усилий, во всяком случае в рамках "группы-20". Дефицит внешней торговли США может быть сокращен, если зарубежные страны предпримут меры по ускорению темпов своего экономического роста. Повышение уровня национального дохода в зарубежных странах увеличит спрос на американский экспорт, и в итоге американское торговое сальдо будет сводиться с меньшим пассивом. Однако в первое десятилетие нынешнего века европейская экономика в целом развивалась низкими темпами, а экономический рост в азиатских и латиноамериканских странах хотя и был весьма нестабилен вследствие периодических финансовых потрясений, тем не менее превышал рост ЕС, Японии и США. Отсюда последовала их динамичная экспансия как на американский, так и европейский рынки. Представляется справедливой та точка зрения, согласно которой решение этой проблемы связано с корректировкой структуры торговых потоков между США и внешним миром. С точки зрения внешних факторов определенное компенсирующее влияние имеет рост торговли услугами, которые дают США определенные преимущества, но его роль в решении проблемы торгового дефицита не стоит переоценивать в силу незначительной их доли в общем торговом балансе США. Отметим то обстоятельство, что в настоящее время экспорт наукоемкой продукции США составляет примерно четверть общего экспорта американской продукции, т.е. представляет собой самый большой сегмент. Увеличение данного вида экспорта способно сыграть роль всего лишь одного из амортизаторов устойчивого роста пассивного сальдо американского торгового баланса.