"Дух капитализма"

В октябре 1517 г. монах ордена августинцев, профессор философии и теологии университета в Виттенберге Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов против индульгенций, прибив текст тезисов к дверям собора в Виттенберге. Тем самым было положено начало Реформации в Европе.

Протестантская религия – знамение времени. Она создает новую этику и идеологию, в конечном итоге отрицающие ценности феодального общества и соответствующие моральным, религиозным и политическим интересам "третьего сословия", которое вот-вот придет к политической и экономической власти в Европе.

Утверждая трудовую этику, идеологи протестантизма одновременно обосновывали религиозную мотивацию предпринимательской деятельности. То, что для ортодоксального католицизма и православия было грехом (например, свобода личности, личный успех, личное обогащение, свобода кредитно-ростовщических отношений[1]), для протестанта становилось богоугодным делом.

Осуждая церковные богатства (а церковь и монастыри были крупнейшими феодальными земельными владетелями), протестанты выдвинули идею, что человек может общаться с Богом один на один, при помощи Библии и без посредничества церкви. Это был сильнейший удар по диктату римско-католической церкви. С точки зрения протестантской религии индивид – прямой и непосредственный слуга Господа, и поэтому он – свободный индивид, духовно раскрепощенная личность, независимая от земных властителей, от давления иерархических сословных структур. Не от отношений с церковью зависят райское блаженство или адовы муки в загробном мире, а от созидательной, прежде всего трудовой, деятельности в мире земном. Труд не есть расплата за первородный грех, не наказание Божье, а важнейшая жизненная ценность, священный долг перед Богом, обществом и самим собой.

С точки зрения протестантов, деловой успех – показатель избранности тех, кому даровано предопределение к спасению. Но деловой успех обязательно должен сочетаться с честностью в отношениях с партнерами, неприкосновенностью собственности, инициативой, ответственностью, бережливостью и рачительностью. Благосостояние должно причудливым образом сочетаться с активным аскетизмом, доходы предпринимателей должны использоваться не на престижное потребление, а на инвестиции и на помощь бедным и немощным[2].

Так, на базе протестантской этики, появляется в Европе созидательный "дух капитализма", преодолевший авантюрный торгашеский дух торгово-ростовщического капитала прошлых эпох[3].

Введя в оборот религиозно-этическое понятие "призвание", протестанты давали оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как угодному Богу делу. Но, как подчеркивает М. Вебер, "такое понимание “призвания”, с одной стороны, совершенно успокаивало совесть предпринимателя, с другой – побуждало рабочих к труду; при этом в качестве награды за исполнение своего “призвания” рабочими (иными словами, за их согласие подвергаться в капиталистических предприятиях самой безудержной эксплуатации) последним обещалось ни больше, ни меньше, как вечное блаженство"[4].