Лекция 2. Духовный мир древнего востока

История Древнего Китая распадается на шесть периодов:

1. Шан-Инь — ХУШ-ХП вв. до н.э.;

2. Чжоу — Западное Чжоу XI— VIII вв. до н.э.;

3. Чжоу — Восточное Чжоу — Лего (отдельные царства);

4. Чжоу — Восточное Чжоу — Чжаньго ("сражающиеся царства") [Чжоу — название древней эпохи и древнекитайских династий 1027— 249 гг. до н.э.]

5. Империя Цинь, 221-206 гг. до н.э.;

6. Империя Хань, конец III в. до н.э. — II в.

Первые два и частично третий из этих шести периодов приходятся на век бронзы (бронзовый век исторически сложился в конце IV — начале I тысячелетия до н.э.). Конец третьего и четвёртый периоды — на начало века железа (железный век — период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа, сменил бронзовый и приходится в разных регионах планеты на начало II и I тысячелетий до н.э.). Это историческое время оказало существенное влияние на экономику Китая и, соответственно, на социальное и духовное развитие страны.

Древнекитайское государство — типичная восточная иерархическая деспотия. Глава отдельного государства, отдельного царства — наследственный монарх, он же первый жрец и единственный землевладелец. В Китае не было жречества как особого социального института, и религиозные действия производились главами семейств, чиновниками, царьками, царями — винами. Вся земля считалась царской. Иерархическая лестница включала земельную аристократию, глав кланов и больших семей. Рабы находились вне социальной лестницы. Нижнее звено — простолюдины — шужень, с которыми практически не считались. Правовых отношений не существовало и никто не был защищен от всевластия любого вышестоящего по рангу, а произвол вала распространялся на всех.

Светский ритуал взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице людьми был тесно связан с религиозным ритуалом отношения живых к умершим, к духам предков, а также в учёте природных явлений, связанных с земными и небесными процессами (в частности, с произрастанием зерна, течением воды, горением огня, небесным громом).

В Китае, как нигде, был развит культ предков (манизм). Вся жизнь живых проходила как постоянное жертвоприношение умершим, первое время приносились даже человеческие жертвы — военнопленные, дети-первенцы.

Социальное неравенство проявлялось и в религиозном культе. Высшую жертву духам земли и неба имел право приносить только ван, он же "сын неба" (тяньцзи). Небо (тянь) — высший объект почитания в Китае, поэтому название Поднебесная по отношению к Китаю имеет не только историческое, но и философское объяснение. Небо — обиталище небесного государя — Шанди. Воля Неба — высшая сила, определяющая всё происходящее на земле.

Древний Китай не избежал периода господства мифологического мировоззрения. Отношения в системе "универсум — человек" посредством определённых символов носили социо-антропоморфический характер.

В подтверждение этому современный китайский учёный Юань Кэ собрал множество мифов Древнего Китая. Среди них есть и предфилософские, отражающие как минимум две мифологические позиции:

- первая — представление о мире, его первоначальном состоянии как первобытном хаосе и о двух противоположных упорядочивающих этот хаос космических силах — небесной (ян) и земной (инь), учреждающих в хаосе из его лёгких частиц — небо, а из тяжёлых — землю. Деление всего сущего на два начала было в Китае едва ли не древнейшим принципом философского мышления;

- вторая — организация мироздания связывалась с деятельностью некоего сверхчеловека по имени Пань-гу, зародившегося внутри подобия гигантского яйца, которое образовывали неразъединённые ещё небо и земля. Пробудившись в первобытном мраке через 18 тысяч лет вызревания, Пань-гу раскалывает это яйцо и мир приходит в движение. Ещё 18 тысяч лет Пань-гу, стоя на земле, поддерживал небо, чтобы оно не упало, ежедневно подрастая на один чжан, пока расстояние между небом и землёй не установилось окончательно. Перестав расти, то есть жить, Пань-гу умирает, а из частей тела его возникают: Солнце — из левого глаза, Луна — из правого, четыре стороны света — из туловища с руками и ногами, реки — из крови, дороги — из жил, почва — из плоти, созвездия — из волос, металлы и камни — из зубов и костей, ветер и облака — из вздоха, гром — из голоса. Из ползавших по телу Пань-гу паразитов произошли люди, и ветер развеял их повсюду.

Древнекитайская мысль, пред философия, также напрямую связывается с древними книгами, частично дошедшими и соответственно донёсшими до нас мировосприятие людей того времени. — Так называемое "Пятикнижие" — "У-цзин". Они составляли основу мировоззрения каждого образованного китайца: 1) "И-цзин" — "Книга перемен"; 2) "Шу-цзин" — "Книга истории"; 3) "Ши-цзин" — "Книга стихов"; 4) "Ли-цзи" — "Книга о ритуалах"; 5) "Чунь-цю" — "Хроника событий".

Некоторые из этих книг испытали влияние знаковой для Китая мировоззренческой школы — конфуцианства. "Ши-цзин" и "Шу-цзин" ("Книга стихов" и "Книга истории") были Конфуцием исправлены и дополнены, а "Чунь-цю" ("Хроника событий") составлялась им самим при содействии учеников.

В книге "Шу-цзин" говорится о пяти началах мира — воде, огне, дереве, металле и земле (определённый мировоззренческий подход):

- постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз;

- огня — гореть и подниматься вверх;

- дерева — поддаваться сгибанию и выпрямлению;

- металла — подчиняться внешнему воздействию и изменяться;

- суть земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай.

Говорится и о пяти явлениях природы: дожде, солнечном сиянии, жаре, холоде и ветре.

Продолжается развитие древнейших представлений о двух противостоящих и в то же время сотрудничающих силах — ян и инь. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начал. Позже это состояние ци — своего рода первобытной материи. В книге "Цзо-чжуанъ" названо шесть состояний ци: инь, ян, ветер, дождь, мрак, свет. Лёгкая, небесная материя — янци; земная, тяжёлая материя — иньци.

Постепенно зарождается важнейшее для древнекитайского мировоззрения представление о дао (пути, законе), которому подчиняются и природа, и люди. Дао — и космический, и нравственный закон.

Существовало и понятие ли, как первоначало мира: воздух, эфир. Ли образует всё сущее. Это явилось, пожалуй, первичным философским взглядом на субстанциальность мира.

Очень серьёзное значение в мировоззрении древних китайцев придавалось нравственности, поведению. Древнекитайская нравственность связана с такими представлениями, как сяо — почитание родителей, ди — почитание старшего брата, ли — почтительность, церемониал, ритуал. Все отношения между китайцами издревле были подчинены ритуалу ("китайские церемонии"), имеющему мировоззренческое значение. В книге "Цзо-чжуань" подчёркивалось, что "ритуал — это устои в отношении верхов и низов, основа неба и земли. Он даёт жизнь народу".

Почитание родителей означало и культ предков, и почитание властей — для психологии древних китайцев характерно чувство беспрекословной покорности тех, кто рангом ниже всех вышестоящих.

Почитание старшего брата имело веское основание, так как именно старший брат был единственным наследником в семье, и это почитание предупреждало возможные конфликты в семьях, оно же означало почитание вообще старших младшими.

Древнекитайская философия включала в себя зачатки наук: математики, астрономии, медицины. Уже в Шань-иньский период умели считать до 30 000. Наблюдение за небесными явлениями позволило предсказывать затмения Луны и Солнца, связать астрономические явления с земледельческим циклом, создать календарь, вести времяисчисление.

Однако в Древнем Китае науки были развиты слабо. В частности, древнекитайская математика была лишена доказательств, она так и не достигла уровня дедуктивной науки, как это было в те же времена в Древней Греции. Это не могло не сказаться на уровне древнекитайского восприятия естественной картины мира и, соответственно, философских суждений о нём. Логика, как наука у эллинов, просто отсутствовала в миропонимании, мирооценивании древних китайцев. В Древнем Китае не было мыслителей уровня Пифагора, Платона, Аристотеля, и соответствующих этим именам философских школ. Однако это не недостаток древнекитайской мысли, а констатация объективного факта её эволюции, но со свойственными азиатской цивилизации особенностями, поразившими мир рядом фундаментальных открытий.

В целом, анализируя древнекитайские предфилософские трактаты, заключённые в них представления, суждения и умозаключения, можно очертить круг вопросов, которые волновали этих мыслителей:

- как возник мир и из чего он состоит;

- что является первоосновой мира;

- развивается или покоится мир;

- место человека в системе мира и его основные качества;

- соотношение души и тела человека;

- проблема жизни, смерти и бессмертия человека;

- нравственные проблемы — что есть зло и как его искоренить, почитание старших, уважение к родителям, беспрекословное подчинение вышестоящим.

Выделим специфические черты древнекитайской философии, связанные с особенностями культуры китайской цивилизации:

- философия Древнего Китая связана с мифологией. Китайские мифы достаточно тонко сопряжены с натурфилософским ОГЛАВЛЕНИЕм знания о мире через естественно-природное понятие "есть" и "было";

- первичное зарождение в Китае философского осмысления своего бытия связано с ролью в возникшей социально-политической борьбе, которая велась государствами Древнего Китая периода Чжаньго (403—221 гг. до н.э.) — периода "Сражающихся царств" и ранее периода Чуньцю (722—481 гг. до н.э.) — периода "Весны и осени".

Философы в это время в Китае нередко были министрами, послами, разного рода чиновниками, то есть занимали высокое общественное положение. Поэтому их интересовали вопросы управления, особенности взаимоотношений различных социальных групп, этические и ритуальные тонкости; в философии практически не применялся естественнонаучный материал; в ней не существовало строгого понятийного аппарата; в философских построениях в основном преобладал практицизм: самоусовершенствование человека, проблемы управления государством, а мерилом деятельности выступали нравственные критерии.

Мир во взглядах китайцев представлялся как целостный организм. Природа едина, все элементы её взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие. Особое место принадлежит Небу и его взаимоотношениям с человеком, который вторичен. Бог — Шанди и Небо стояли рядом, но постепенно Небо приобрело более высокий статус и стало олицетворять регулирующую силу (как у древних греков — логос), разум, высшую справедливость. Небо давало право на власть земному правителю. Основной критерий Неба при выборе правителя — обладание высшей добродетелью. Эта небесная данность благости сохранилась в веках китайского народа с нравственным статусом поклонения любому старшему. Сегодня традиция поклонения Небу также жива в Китае, который считает себя поднебесной обителью человека.

Однако считать мировоззрение древних китайцев чисто философским было бы не совсем правильно — оно мифологично, частично религиозно, малоестественно. Они — мыслители своего времени и пространства.

Специфика китайского мировосприятия также связана:

- с употреблением в практике написания текстов образно-символического знака — иероглифа и гексаграммы. Каждая гексаграмма — это выражение определённого состояния действительности, жизненной ситуации. В ней сложно обнаружить духовный порыв, индивидуальную импульсивность;

- с канонизацией конфуцианства, которое в лице Кун-цзы и его последователей обозначило своё нейтральное отношение к природному фактору, создавая духовный заслон между естествознанием и философией, которые только-только зарождались. Конфуцианство определяло своей целью нравственное воспитание человека, усвоение сложного ритуала отношений между людьми, исходя из их социального статуса, с обязательным вертикальным подчинением, как религиозно-административным, так и семейным. Проблемы мира и его сущности в конфуцианстве не ставились.