Духовное возрождение и монашество

Несмотря на склонность папства к злоупотреблениям, отразившимся, хотя и в меньшей степени, также и на духовенстве, христианская духовность активно возрождалась в других областях средневековой жизни. В XII и XIII вв. в Европе открылись знаменитые университеты, которые часто вырастали из школ при соборах. Теология стала рассматриваться как величайшая наука, и церковные идеалы пронизывали изучение всех аспектов жизни. Строились возносящиеся ввысь готические соборы, чтобы верующие, находясь в них, могли подняться душой в небесные сферы, ибо Бога представляли царствующим на небесах, высоко над будничным миром.

Стремление к духовной чистоте было особенно ярко выражено в монашестве. В основном благодаря монахам и монахиням христианская духовность сохранялась и распространялась. Центрами западной цивилизации стали монастыри, которые, например в Ирландии, были центрами крупных светских сообществ и учебными заведениями среди неграмотного окружения.

В XII в. в связи с мощным подъемом духовной активности в народе возникли новые монашеские ордена. Значительным влиянием пользовался монастырь в Клюни, во Франции. Его монахи занимались разработкой литургии и молитвами, предоставив ведение сельского хозяйства слугам. Будучи аскетами, они не отошли от мира, как последователи устава святого Бенедикта, а, напротив, стремились наполнять мирские дела духовностью, объединять монашество со светским обществом.

Другое направление было избрано орденами цистерцианцев, григорианцев и картезианцев, которые вернулись к уставу святого Бенедикта, требовавшему сочетать физический труд с молитвой. "Работать – значит молиться", – говорили монахи. Картезианцы жили раздельно, как отшельники, встречаясь друг с другом только во время богослужений и работы. Но несмотря на такие суровые правила, люди всех общественных слоев обращались к монашеству как к благочестивому убежищу от грешного мира.

По словам Джерарда Мэнли Хопкинса, не только молитва возносит хвалу Богу, но и труд; он так велик, что все возносит Ему хвалу, если таково ваше намерение.

В отличие от монахов и монахинь, живших уединенно, нищенствующие монахи жили в миру. Доминиканский орден был первоначально учрежден для проповеди и для борьбы с ересями. Известный схоласт-доминиканец Фома Аквинский создал монументальный труд "Summa Theologica", в котором рациональные науки и духовные откровения объединялись в грандиозную, последовательную теологическую систему.

В Италии в XIII в. появился человек, вызывавший к себе всеобщую любовь, – Франциск Ассизский (1182–1226). Беззаботный, отчаянный сын купца, он испытал полное духовное преображение: он поменял свою роскошную одежду на простые лохмотья и "удалился от мира", чтобы вести жизнь, полную лишений, в заботах о прокаженных и восстановлении разрушенных церквей, ибо, как полагают, Иисус сказал ему с креста: "Исправь мою Церковь". В конце концов Франциск понял, что его истинная миссия заключается в том, чтобы перестроить Церковь, вновь обращаясь к Евангелию и заповедям о любви и бедности. Постепенно вокруг него собралась группа братьев, которые проповедовали, трудились, просили милостыню, ухаживали за прокаженными и жили простой жизнью в покаянии и молитвах, странствуя из города в город. Эта аскетическая жизнь была пронизана таинственной радостью – отличительной чертой святого Франциска, прославившегося также и своей близостью к диким животным и часто изображавшегося с птицами, которые доверчиво садятся ему на плечи.

Франциск проповедовал послушание авторитету Церкви, хотя и стремился реформировать ее. За два года до смерти он получил то, что католики называют благословением стигмата: крестные раны Иисуса проступили на его собственном теле. Это чудо было истолковано как единение святого с Христом через страдание, молитву, святость и любовь.

Нищенствующие доминиканцы и францисканцы, получившие известность как миссионеры, стали одной из примечательных черт средневекового христианства.

Помимо организованных орденов монахинь среди немецких и фламандских женщин XIII в. существовало мощное стихийное движение – принимать личные обеты целомудрия и добровольной простоты. Эти женщины, названные бегинками, зарабатывали собственным трудом на скудное существование. Они сами могли выбирать образ жизни, поскольку не были организованы в религиозный орден; при этом их основным стремлением было жить "набожно". Хотя это движение временами подвергалось преследованиям, так как не подходило ни под какую официальную схему, оно, тем не менее, набирало силу, привлекая в ряды последовательниц десятки тысяч женщин. В конце концов бегинки сами построили для себя небольшие монастыри. К концу XIV в. в Кельне, центре движения, было 169 монастырей бегинок.

В Средние века расцвел мистицизм, обновив духовную сущность Церкви. В особенности в монастырях монахи и монахини размышляли о значении Писания для души. Например, библейские истории о сражениях между героями и их врагами толковались как борьба между душой и низменными стремлениями. Помимо рациональных размышлений многие погружались в тихую безмолвную молитву. Одной из самых знаменитых праведниц средневековой Европы была Екатерина Сиенская. В настойчивых попытках вернуть Церкви духовную чистоту и религиозную дисциплину она добилась того, что убедила папу Григория XI вернуться в Рим. Ее называли "матерью тысяч душ"; говорят, что люди обращались к вере, лишь увидев ее лицо.

В XVI в., в эпоху раннебуржуазных революций, христианство в Европе претерпело еще один крупный раскол. Католицизм был идеологической опорой феодализма, и потому начавшееся антифеодальное движение оказалось направленным и против него.