Дружба

Дружба – отношения, складывающиеся между близкими людьми и основанные на духовной общности, взаимной привязанности и общих интересах. В психологии проводится различение дружбы как морального чувства и специфического рода взаимоотношений. Со времен Сократа дружба считалась одной из основных добродетелей, которая выражается во взаимной привязанности и духовной общности двух людей. При этом высшей нравственной оценки удостаивалась дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу. Оценку дружбы как предельно индивидуализированного чувства, не связанного с эротическим переживанием, впервые дает Аристотель. Диоген Лаэртский приводил слова Аристотеля: "У кого есть друзья, у того нет друга"[1].

По мнению Канта, дружба – это союз двух людей, основанный на взаимной любви и уважении. Она может рассматриваться как идеал участливости и заинтересованности в благе каждого из двух, объединенных моральной доброй волей. Она не всегда приносит счастье, но все же принятие счастья в образ мыслей обоих содержит в себе "достойность быть счастливым"[2]. Дружба – это чистая идея, которая редко достижима на практике, но она есть заданный разумом, быть может, не обычный, но почетный долг. Любовь можно рассматривать как сближение, а уважение, напротив, как сохранение некоей дистанции. Это своеобразное ограничение, выраженное следующим правилом. Даже лучшие друзья не должны допускать бесцеремонной фамильярности. Дружба в своей чистоте и совершенстве, представленное как нечто достижимое (например, дружба Ореста и Пилада, Тесея и Пирифоя), разумеется, идеал. С моральной точки зрения долг обращать внимание на ошибки друга, поскольку это делается для его же блага. Но друг может усмотреть в этом отсутствие уважения. Дружба не может быть союзом, имеющим своей целью взаимную выгоду. Этот союз может быть чисто моральным. Если же один принимает благодеяние другого, то он может рассчитывать на равенство в любви, но не в уважении. Любовь в дружбе не может быть аффектом, который слеп в выборе и быстро проходит. Моральная дружба (в отличие от эстетической) – это полное доверие между двумя людьми в раскрытии друг перед другом тайных мыслей и переживаний, насколько это возможно при взаимном уважении. Как социальное существо человек способен открывать себя, но он вынужден многое и скрывать. Дружба время от времени действительно появляется и существует в своем совершенстве. Но дружба, которая обременяет себя, хотя бы из любви, целями других людей (прагматическая дружба) не может обладать ни чистотой, ни желательным совершенством. Она есть идеал желания, который не имеет границ в понятии разума, но все же не может быть ограничен в опыте.

Э. Фромм описывает дружбу через понятие братской любви, под которой понимает чувство ответственности, заботу, уважение, знание другого человека, желание помочь ему в жизни[3]. Именно о такой любви говорится в Библии: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Братская любовь – это любовь ко всем людям. Именно отсутствие исключительности – ее характерная черта. Если я развил в себе способность любить, я не могу не любить своих братьев. В братской любви достигается переживание соединения со всеми людьми, человеческой солидарности, человеческой любви. В основе братской любви лежит переживание того, что все мы – одно. Разница в талантах, умственных способностях, знаниях пренебрежимо мала по сравнению с общностью человеческой сути, одинаково присущей всем людям. Чтобы испытать эту общность, нужно с поверхности проникнуть в суть. Если я воспринимаю другого человека поверхностно, я оцениваю главным образом то, что нас разъединяет. Братская любовь – это любовь равных. Но в действительности, даже будучи равными, мы не всегда "равны".

Аристотель в "Никомаховой этике" рассматривает феномен дружбы. В этом трактате содержатся два вида анализа. Прежде всего выделяется понятие функции. Основная природа любого предмета, будь то естественный предмет, живой организм или изобретенный чиновником инструмент, а также деятельность или объединение людей, определяется его функцией и выражается логосом, точно обозначающим его цель. Поскольку имеются три вида целей, имеются и три вида дружбы – направленной к добру, к удовольствию и к выгоде.

Другой вид анализа состоит в идее о сходстве физических видов дружбы. Аристотель допускает при этом как логическую необходимость, так и особого рода приоритет, весьма отличающийся от приоритета фокусного анализа. Так, дружба, основанная на удовольствии, сходна с дружбой добродетельных людей, потому что они приятны друг другу. Дружба, основанная на выгоде, сходна с дружбой добродетельных людей, потому что они также бывают полезны друг другу. Аристотель признавал, что многие предметы имеют общее название по причине их сходства, и особенно, что двойственный характер дружбы может быть объяснен с помощью сходства.

Аристотель признает, что логически необходимыми чертами дружбы являются желание добра друг другу, взаимная привязанность и осознание этого. При этом друзья желают друг другу добра в соответствии с видами дружбы. Так, если дружба основана на выгоде или удовольствии, то желание добра является эгоистичным и зависит от достижения какого-преимущества или удовольствия. Но если дружба имеет нравственную основу, то желание добра не является эгоистичным.

Аристотель не считал логически необходимым, чтобы каждый вид дружбы обладал чертами совершенства. Он рассматривает дружбу добродетельных людей как своего рода образец. Именно такого рода дружба является совершенной или полной. Она включает не только добродетель, но также удовольствие и выгоду. Это означает, что она может быть связующим звеном между двумя видами дружбы.

Аристотель не применяет фокусного анализа к дружбе, потому что совершенная дружба не является фокусом, от которого зависят другие виды дружбы. Каждый ее вид определяется целью и логически от нее зависит. Допуская, что автором "Эвдемовой этики" мог быть сам Аристотель в молодости или кто-то из его поздних подражателей, У. Фортенбо доказывает, что понятие "дружба" не допускает фокусного анализа и что в "Эвдемовой этике", предлагающей такой анализ, содержится ошибка. Можно сказать, что в "Никомаховой этике" наилучшим образом проявилась логика Аристотеля.

Наряду с любовью большой комплекс ценностей в неоплатоновской философии составляла описываемая менее поэтически и лишенная черт сакральности дружба. Ренессансное понимание дружбы детерминирует три группы явлений: восприятие античной философии с ее формулами дружбы, растущий интерес к внутренней жизни человека, его эмоциональному богатству и его проявлениям, а также склонность к неформальным связям, свободному общению, которое ценилось выше институциональных структур. Центром этой теории и атмосферы дружбы и любви была Флорентийская академия, структура которой опиралась на связи, более близкие к дружбе, чем образуемые какой-нибудь формальной организацией. Личностный, интимный и одновременно направленный характер дружбы отменяет естественное разделение на внутреннее и внешнее, позволяет трактовать людей, состоящих в дружеских связях, как личности целостные и тем самым близкие к совершенству.