Введение

В конце XX в. этическая проблематика активно интегрируется в систему высшего образования разных стран. Эти процессы усилились в начале XXI в.: все более актуальными становятся профессиональная этика — административная, корпоративная, хозяйственная, экологическая, деловая, этика бизнеса. Это связано с реальным увеличением роли нравственных ценностей и норм в жизни современного общества, а также с увеличением степени осознания этой роли.

Этика становится тем более важной в связи с увеличением технического и интеллектуального могущества, возрастанием степени ответственности как отдельных индивидов, так и организованных сообществ. Еще один новый фактор — процессы глобализации: чем более взаимосвязанным становится мир, тем большее значение приобретают позитивные ценности и цели, объединяющие людей.

Важными задачами деловой этики являются формирование поколения специалистов, ориентированных на современные подходы к повышению эффективности экономической деятельности, связанные с использованием социального капитала сотрудничества, необходимость вывода отечественных организаций из системного кризиса, порожденного социальными и моральными издержками процессов модернизации, и либерализация экономики.

Потребность в этической регуляции и саморегуляции необходима на всех уровнях социально-экономических отношений (на отдельных предприятиях, в государстве в целом, в международных отношениях и транснациональном бизнесе). Поэтому изучение деловой этики предполагает познания в разных сферах современной этики: индивидуальной, социальной, глобальной, профессиональной, прикладной. Деловая этика предполагает также знакомство с основами современной экологической этики, биоэтики, дискурсивной этики, а также с теориями, изучающими специфику предпринимательства и менеджмента в мультикультурных сообществах.

Многие проблемы современного мира приобретают глобальный характер, в нашем мире все взаимосвязано (наподобие "эффекта бабочки"), действия одного человека (как в карточном домике) могут иметь необратимые последствия для многих миллионов или даже для всего человечества. Такая же взаимосвязь существует между видами этики, которые образуют систему вложенных друг в друга и тесно связанных систем отношений и взаимодействий.

Корни многих кризисов и катаклизмов, которые происходят в экономике, финансах, политике, лежат в человеческом факторе, в деформациях внутреннего мира человека, изменении ценностных ориентаций (осуществляемом в том числе и рекламой), в исчезновении социальных субъектов, способных к самостоятельным решениям и ответственным действиям.

Этика — это разговор о ценностях и целях, которые могут стать основой для решения возникающих проблем, разговор этот не только необходим для нашего общего выживания, он ничем незаменим.

Экономистам этика необходима, поскольку результаты экономической деятельности имеют далеко идущие последствия для жизни и благополучия огромных слоев населения. В конечном счете результаты экономической деятельности определяют качество жизни и субъективное ощущение счастья. Способы ведения бизнеса оказывают влияние на формирование (или разрушение) социального капитала доверия и сотрудничества, что, в свою очередь, влияет на инвестиционный климат и отношения с экономическими партнерами на международной арене.

Целью этики как особого вида гуманитарного знания является развитие нравственного субъекта как целостной личности, формирование способности к оценке и самооценке, к принятию решений и ответственному выбору. Именно эти качества являются наиболее востребованными в современную эпоху — эпоху кризисов, катастроф, рисков, угрозы гибели природы и человека.

Основная задача курса — формирование специалистов, владеющих навыками, необходимыми для вхождения в цивилизованное мировое сообщество, профессиональных и личностных качеств, необходимых для жизни и профессиональной деятельности.

По итогам изучения курса деловой этики студент должен:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ основных понятий: этика, мораль, честь, достоинство, долг и ответственность, профессиональная и прикладная этика и т.д.;

• значение и роль этики в экономической деятельности;

• соотношение и взаимосвязь индивидуальной, социальной и глобальной этики;

• значение социальной этики в формировании социального порядка как важного условия успешного бизнеса;

• специфику морали;

• специфику и функции основных категорий этики, их связь с профессиональной этикой;

• нормативные программы экологической этики, биоэтики, этики дискурса;

• ОГЛАВЛЕНИЕ и роль профессиональных моральных ценностей;

• тесную связь этики бизнеса и качества жизни больших групп населения;

• влияние социально ответственного бизнеса на общую степень удовлетворенности жизнью (счастья); экономическую составляющую национального менталитета;

• ОГЛАВЛЕНИЕ базовых социальных ценностей: социальный капитал, социальная ответственность, справедливость, организационный порядок;

• преимущества социально ответственного бизнеса;

• общественную значимость своей профессии;

• основные нравственные требования профессиональной этики (принципы, нормы) и способы поддержания моральных стандартов поведения в сфере деловых отношений;

• структуру этического кодекса, его роль в формировании корпоративной и организационной культуры;

• роль профессиональных сообществ в гражданском обществе;

• последствия несоблюдения этических норм для национальной экономики, для отдельных предприятий и организаций, а также для мирового экономического порядка;

• правила и принципы этикета;

• правила делового этикета, их отличия от обычного этикета;

уметь

вычленять этическую компоненту в проблемах организации и осуществления предпринимательской деятельности;

• осуществлять профессиональную деятельность на уровне современных требований, добросовестно исполнять профессиональные обязанности;

• соблюдать принципы деловой этики;

• применять принципы и нормы современной этики при решении социальных и профессиональных задач;

• использовать профессиональные знания, умения и навыки при управлении коллективом;

• ориентироваться в ситуациях профессионального морального выбора;

• отстаивать собственную позицию, согласуя ее с интересами других участников профессиональной коммуникации и общественными ценностями;

• выявлять ценностные основания моральной ответственности организации перед всеми заинтересованными лицами и внедрять современные стандарты ответственного поведения в бизнесе;

• составлять профессионально-этические кодексы;

• бережно относиться к социальным ценностям, развивать капитал сотрудничества и партнерства;

• оценивать применимость норм, традиций и установлений в организации;

• осуществлять свою профессиональную деятельность без нанесения вреда;

• решать свои профессиональные задачи в рамках правового и морального поля;

• вести дела с представителями разных культур;

• работать в поликультурной организации;

• практиковать толерантное отношение к расовым, национальным, религиозным различиям людей;

владеть

• знанием правил добросовестного предпринимательства и менеджмента, принципов и норм современного цивилизованного бизнеса;

• знанием принципов профессиональной этики;

• знанием принципов формирования индивидуальной и организационной нравственной культуры;

• категориальным аппаратом для анализа моральных проблем и способов их теоретического и практического разрешения в различных сферах профессиональной деятельности;

• понятийным аппаратом этики, навыками этического решения профессиональных проблем, приемами ведения дискуссии и полемики в соответствии с современной этикой дискурса;

• навыками оценки и самооценки профессиональной деятельности и поступков;

• основными этическими методами обоснования моральных решений;

• современными подходами к повышению эффективности экономической деятельности;

• знанием делового этикета;

• знанием принципов экологической этики и навыками экологически безопасного образа жизни.

Предлагаемый учебник предназначен для студентов экономических специальностей, будущих экономистов, предпринимателей, менеджеров.