Другие сферы внутренней компетенции Европейскою Союза

Помимо рассмотренных выше основных сфер внутренней компетенции ЕС, предусмотренных в части третьей "Внутренняя политика и деятельности Союза" ДФЕС, Союз также располагает полномочиями в некоторых других сферах внутренней политики, которые предоставлены ему в других частях того же Договора.

Так, на основании части первой "Принципы" ДФЕС (ст. 14) Европейский парламент и Совет уполномочены издавать законодательные акты в форме регламентов, которые устанавливают принципы и условия функционирования служб общеэкономического значения (транспортных, почтовых, коммунальных и др.).

Другая статья части первой (ст. 16) наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных. Реализация этого полномочия одновременно служит предпосылкой для признания в праве ЕС еще одной свободы передвижения (перемещения) в рамках пространства без внутренних границ, названной "свободное перемещение персональных данных". В рамках указанной свободы персональные данные на человека могут передаваться между государствами-членами при условии, что получение, хранение и использование таких данных осуществляются при соблюдении законодательства ЕС (Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 24 октября 1995 г. о защите физических лиц в отношении обработки персональных данных и о свободном перемещении таких данных)[1].

Часть вторая "Недискриминация и гражданство Союза" ДФЕС наделяет Европейский парламент и Совет полномочиями издавать законодательство о борьбе с дискриминацией по различным основаниям – дискриминацией между гражданами государств-членов (ст. 18), дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации (ст. 19).

Статьи этой части также наделяют Европейский парламент и Совет посредством законодательных актов устанавливать порядок реализации прав, связанных с гражданством ЕС: права свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов (ст. 21), права избирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент и в муниципальные органы (ст. 22) и др.

В соответствии с частью третьей "Институциональные и финансовые положения" ДФЕС Союз может принимать разнообразные меры (в том числе законодательные акты) по различным вопросам, относящимся к функционированию институтов и бюджету ЕС: "статус и общие условия осуществления функций" депутатов Европейского парламента (ст. 223), "статус политических партий на европейском уровне" (ст. 224), "необходимые меры в области предупреждения мошенничества, посягающего на финансовые интересы Союза, и в области борьбы с ним" (ст. 325) и др.

Некоторые специальные полномочия ЕС в области внутренней политики вытекают и из последней, части шестой "Общие и заключительные положения" ДФЕС, например, издание законодательства о мерах "по подготовке статистических данных, когда это необходимо для осуществления деятельности Союза" (ст. 338).

В соответствии со ст. 5 ДФЕС указанные выше сферы и вопросы внутриполитической деятельности ЕС относятся к категории совместной компетенции.

Правоспособность, привилегии и иммунитеты Европейского Союза

В ходе реализации своей внутренней компетенции ЕС нс только регулирует общественные отношения, складывающиеся на совокупной территории государств-членов, но и может выступать непосредственным их участником. Чтобы приобретать и осуществлять от своего собственного имени права и обязанности, Союз должен обладать качеством субъекта права, т.е. иметь правосубъектность. Такая правосубъектность признана за ним ст. 47 ДЕС. Положения процитированной ст. 47 ДЕС развивает и дополняет ст. 335 ДФЕС, согласно которой: "В каждом из государств-членов Союз обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами; он может, в частности, приобретать или отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде. С этой целью его представляет Комиссия. В то же время, на основании своей административной автономии каждый из институтов представляет Союз по вопросам, связанным со своим собственным функционированием".

Правоспособность юридического лица на территории государств-членов включает в себя право Союза заключать гражданско-правовые и иные договоры (контракты), например, на приобретение имущества для своих институтов, договоры подряда на выполнение работ, договоры о выделении грантов физическим и юридическим лицам и т.д.

Составной частью правоспособности ЕС выступает его деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность по своим обязательствам. В соответствии со ст. 340 ДФЕС "договорная ответственность" ЕС регулируется правом, подлежащим применению к соответствующему договору (в соответствии с коллизионными нормами международного частного права). "Внедоговорная ответственность" ЕС, в том числе но обязательствам из причинения вреда, реализуется исходя из принципов, являющихся общими для правовых систем государств-членов. Исходя из этих принципов Союз "должен возмещать убытки, причиненные его институтами или сотрудниками при осуществлении своих функций".

Иски о внедоговорной ответственности ЕС относятся к юрисдикции Суда ЕС (ст. 268 ДФЕС). Иски о договорной ответственности ЕС, а также иные споры, вытекающие из заключенных Союзом публично-правовых или частноправовых договоров (контрактов), рассматриваются Судом ЕС, если в соответствующем договоре спор отнесен к его юрисдикции, т.е. имеется "арбитражная оговорка" о юрисдикции Суда ЕС (ст. 272 ДФЕС).

Руководящие органы (институты) Союза, как правило, не являются самостоятельными юридическими лицами. Исключением служит Европейский центральный банк, наделенный собственной правосубъектностью и собственным уставным капиталом. Статусом юридического лица также наделяются некоторые вспомогательные подразделения организационного механизма ЕС, которые в праве ЕС обозначаются термином "учреждения" ЕС. Это, например, Европейский инвестиционный банк, Европейское оборонное агентство, Европол, Евроюст, Европейский институт инноваций и технологий, Европейский наблюдательный центр в отношении наркотиков и наркомании и т.д.

Положения источников права ЕС, регулирующие статус учреждений ЕС, повторяют для них нормы ДФЕС о правосубъектности, правоспособности и деликтоспособности, относящиеся к ЕС в целом. Например, согласно ст. 24 Регламента (ЕС) № 851/2004 Европейского парламента и Совета от 21 апреля 2004 г. об учреждении Европейского центра по предотвращению и контролю заболеваний[2]: "Центр обладает правосубъектностью. Во всех государствах-членах он пользуется максимально широкой правоспособностью, признаваемой законом за юридическими лицами. Он может, в частности, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, выступать стороной в суде". Аналогичные правила в отношении договорной и внедоговорной ответственности Центра установлены в ст. 27 Регламента (ЕС) № 851/2004 "Ответственность".

Самостоятельным субъектом права является и Евратом, находящееся под управлением институтов ЕС. Положения учредительного договора Евратома в отношении правосубъектности, правоспособности и деликтоспособности Евратома практически дословно воспроизводят процитированные выше положения учредительных документов ЕС: "Сообщество обладает правосубъектностью" (ст. 185 Договора о Евратоме). "В каждом из государств-членов Сообщество обладает максимально широкой правоспособностью, признаваемой национальными законодательствами за юридическими лицами" (ст. 185 Договора о Евратоме) и т.д. Аналогично учреждениям ЕС, самостоятельным юридическим лицом признано и функционирующее в рамках Евратома Агентство по снабжению расщепляющимися материалами.

Для полноценной реализации своих функций ЕС наделяется на территории всех государств-членов привилегиями и иммунитетами. Они закреплены в специальном протоколе, который приложен к учредительным документам ЕС и является их составной частью – Протоколе о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза. Положения Протокола распространяются на Союз в целом, его институты, органы, учреждения, служащих и других сотрудников ЕС. Положения Протокола применяются и к Евратому.

В систему привилегий и иммунитетов ЕС входит, в первую очередь, имущественная неприкосновенность, которая может быть снята только Судом ЕС. В соответствии со ст. 1 Протокола: "Помещения и здания Союза неприкосновенны. Они не подлежат обыску, реквизиции, конфискации или экспроприации. Имущество и архивы Союза не могут служить объектом никаких принудительных мер, принимаемых в административном или судебном порядке, без санкции Суда". Аналогичная неприкосновенность распространяется на архивы Союза (ст. 2).

Материальные активы Союза пользуются налоговыми и таможенными льготами. Они освобождаются от прямых налогов, таможенных пошлин и иных ограничений в отношении предметов, предназначенных для его служебного пользования. По-возможности, Союзу также должны возмещаться суммы косвенных налогов, когда ЕС совершает для своего служебного пользования значительные покупки.

К другим привилегиям и иммунитетам Союза относится запрет цензуры служебной корреспонденции со стороны государств-членов (ст. 5). Официальные пропуска, выдаваемые членам и сотрудникам институтов Союза, должны признаваться всеми государствами-членами в качестве действительных документов для передвижения по их территории (ст. 6).

Специальные привилегии и иммунитеты (в том числе иммунитет от уголовного преследования) также предусмотрены в Протоколе для депутатов Европейского парламента, представителей государств-членов, участвующих в работе институтов ЕС, служащих и других сотрудников самого ЕС, членов персонала аккредитованных при ЕС представительств (миссий) третьих стран.