Другие послесоветские государства

Государственный строй. По форме государственного единства новые республики можно разделить на унитарные (Белоруссия, Киргизия, Прибалтийские государства и др.) и государства с автономными образованиями (Азербайджан, Грузия, Узбекистан и др.).

Большинство автономий сохранилось с советского времени, некоторые возникли уже в данный период. В отдельных автономиях развернулась борьба за расширение прав, вплоть до независимости (Абхазия, Юго-Осетия), а порой за переход под суверенитет России. Иногда дело доходит до военных действий (спор между Азербайджаном и Арменией за Карабах, война за отделение автономий от Грузии, Приднестровской республики от Молдавии).

Республика Узбекистан, напротив, предоставляет Каракалпакстану право выхода на основании референдума. Признание суверенитета Каракалпакстана прямо отражено в Конституции Республики Узбекистан. Взаимные отношения между Узбекистаном и ее автономией регулируются договорами и соглашениями.

Статус автономных включений может регулироваться как конституциями стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Украина), так и конституционными законами (Молдова, Таджикистан), договорами и соглашениями (Узбекистан). Например, в Конституции Республики

Азербайджан установлены предметы ведения Нахичеванской Автономной Республики. К ним относятся проведение выборов в Али Меджлис (законодательный орган) автономии, налоги, направления экономического развития, социальное обеспечение, охрана окружающей среды, туризм, здравоохранение, наука и культура. Согласно Конституции Украины к ведению Автономной Республики Крым относится назначение выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, организация и проведение местных референдумов, управление имуществом Автономной Республики Крым, признание статуса местностей как курортов, установление зон санитарной охраны курортов и т.д.

Закон Республики Молдова от 23 декабря 1994 г. "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" определяет цель ее создания, символику автономии, ее территорию, органы власти и управления (Башкан - Глава, Народное Собрание, Исполнительный комитет. Трибунал Гагаузии). 4 ноября 1995 г. в Республике Таджикистан был принят Конституционный закон "О Горно-Бадахшанской автономной области", который определил социально-экономические, культурные и другие полномочия области.

Предметы ведения Республики Каракалпакстан не установлены Конституцией Узбекистана, однако помимо договоров и соглашений непосредственно в узбекском законодательстве могут содержаться соответствующие нормы. Так, Закон 1996 г. "О защите прав потребителя" предусматривает, что данные вопросы регулируются и нормативными актами Каракалпакстана.

Государственный механизм стран СНГ и Прибалтики построен по принципу разделения властей. Об этом прямо говорится в Конституции Азербайджана (ст. 7), Армении (ст. 5), Республики Беларусь (ст. 6) и др. Конституция Латвийской Республики не закрепляет данного положения. Согласно Конституции Эстонии деятельность государственных органов осуществляется по принципу "разделения и сбалансированности властей" (§ 4).

Страны СНГ и Прибалтики ввели институт президентства, который регулируется не только конституциями, но и конституционными законами. Срок полномочий президентов составляет от трех до пяти лет. Избираются президенты всенародным голосованием, в Латвии и Эстонии - парламентами или коллегией выборщиков (Эстония). Для кандидатов в президенты предусмотрены цензы: возрастной (35- 40 лет - минимальный, 65 лет - максимальный), ценз оседлости, образовательный (наличие высшего образования обязательно в Азербайджане). Кандидат в президенты обязан быть дееспособным гражданином, не иметь судимости.

Одно и то же лицо может занимать пост президента не более двух сроков подряд. Допускается досрочное прекращение полномочий в случаях добровольной отставки, невозможности осуществления президентских полномочий по болезни или смерти, при отстранении от должности в предусмотренных законом случаях.

Полномочия президентов различны. Если в Казахстане он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, то, скажем, в Республике Беларусь лишь гарантирует их реализацию. В Армении президент обеспечивает соблюдение Конституции, нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной власти.

В ряде республик (Таджикистан, Туркменистан) президент является главой не только государства, но и исполнительной власти. В некоторых случаях президенту могут быть делегированы на непродолжительный срок законодательные полномочия (Казахстан). Однако есть примеры, когда президент наделяется лишь исполнительной властью (Азербайджан).

По-разному регулируются полномочия президента по формированию правительства. В Республике Казахстан правительство образуется президентом. В Республике Молдова президент консультируется при этом с парламентским большинством и руководствуется в этом вопросе вотумом доверия, выраженным парламентом. В Эстонской Республике президент не имеет полномочий по формированию правительства.

По-разному регулируются взаимоотношения президента и парламента. В ряде случаев возможны лишь ежегодные доклады парламенту (Литва, Туркменистан). В одних случаях президент может распустить парламент (Армения, Беларусь), в других - лишь ставить вопрос об этом (Латвия). В Азербайджане президент в принципе не может повлиять на досрочное прекращение полномочий Милли Меджлиса (законодательного органа). Такое же положение в Таджикистане.

Основные полномочия президента связаны с формированием собственной администрации, назначением ряда высших должностных лиц (председателя Счетной палаты, председателя Центральной избирательной комиссии и др.), представлением на утверждение парламента состава высших судебных органов. Президент наделен полномочиями по обеспечению национальной безопасности, укреплению обороны, в области международных отношений.

Если институт президентства на послесоветском пространстве сравнительно нов, то высшие законодательные органы в лице Верховных Советов республик СНГ все же имелись. Их упразднение в ряде случаев происходило почти по российскому сценарию, обошлось лишь без кровопролития. Так, в Казахстане призывы к ликвидации советской системы раздавались еще с 1991 г. В 1993 г. проходит волна самороспусков местных советов. К этому времени часть депутатов Верховного Совета Казахстана уже успела сменить место работы и перешла под крыло исполнительной власти. Другие писали заявления о сложении полномочий по иным причинам. 10 декабря 1993 г. Верховный Совет принимает решение о самороспуске и о делегировании президенту полномочий издавать указы, имеющие силу закона.

С 1992 г. в странах СНГ и Прибалтики принимается ряд конституционных законов, регулирующих порядок формирования и деятельности высших законодательных органов. В основном были восприняты модели одно- или двухпалатного парламента. Однако в Туркменистане действует также Народный Совет (Халк Маслахаты), который является высшим представительным органом народной власти. Совет собирается не реже одного раза в год и состоит из выборных депутатов (халк векиллери), а также должностных лиц (президента, депутатов Меджлиса (парламента) и др.). Можно считать Халк Маслахаты модифицированным аналогом съезда народных депутатов советских времен.

Как уже отмечалось, ряд республик СНГ имеют двухпалатный парламент (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Одна из палат избирается на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Другая составляется из представителей отдельных административно-территориальных образований. В Казахстане и Таджикистане часть депутатов второй палаты назначается президентом. Порядок работы палат различен. В Беларуси обе палаты собираются на две сессии в год, в Кыргызстане и Таджикистане одна палата действует постоянно, вторая - в сессионном порядке, в Казахстане обе палаты действуют на постоянной основе.

Однопалатные парламенты собираются на две сессии в год, но, поскольку каждая из них длится четыре - шесть месяцев, то можно отметить тенденцию превращения законодательных органов в постоянно действующие.

В Конституции Республики Молдова подчеркивается, что депутаты находятся на службе у народа, но тут же признается недействительным всякий императивный мандат. Большинство конституций умалчивает о досрочном отзыве депутатов избирателями (Таджикистан, Молдова и др.). Конституция Латвии прямо говорит о невозможности досрочного отзыва депутатов Сейма. Исключением является Конституция Кыргызстана, которая не только называет депутатов представителями народа, но и закрепляет возможность их отзыва по решению большинства избирателей. Депутаты, разумеется, встречаются с избирателями, проводят определенную работу в избирательных округах, но отсутствие императивного мандата и права отзыва означает лишение народа рычагов контроля своих избранников.

Полномочия парламента в странах СНГ и Прибалтики достаточно типичны: законодательная деятельность, участие в той или иной степени в формировании правительства, наличие определенных контрольных полномочий. Правда, отмечается постепенное ослабление рычагов парламентского контроля1. Можно констатировать, что на послесоветском пространстве преобладает президентская модель республики при тяготении Прибалтики к парламентской модели.

Проблема разграничения государственной власти и местного самоуправления проще всего решается в Прибалтике: в Литве и в Эстонии действуют Советы самоуправлений, выбранные населением. Центральная власть не вмешивается в их работу. Аналогичное положение у азербайджанских муниципалитетов. Конституция этой республики предоставляет им своеобразные гарантии независимости: декларируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений государственных органов.

Иной подход демонстрирует Конституция Армении. Самоуправление осуществляется в городских и сельских общинах. Но руководители областей уже назначаются правительством. Контроль за самоуправлением здесь выражен в возможности отрешения правительством руководителя общины по представлению руководителя области. Ситуация на Украине отличается тем, что допускается возможность формирования населением самостоятельных органов управления наряду с избранием советов. Исполнительную власть в районах, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют лица, назначенные президентом.

Законодательство СНГ (кроме Азербайджана) демонстрирует высокую степень контроля местного самоуправления государственными органами.

Местные органы утверждают бюджет, определяют программы социально-экономического развития, управляют местным имуществом, организуют сбор местных налогов, владеют и управляют коммунальной собственностью и т.д.

Судебная система государств СНГ и Прибалтики представлена общими, арбитражными и конституционными судами. Высшими судебными звеньями являются соответственно Верховные суды и Высшие арбитражные (хозяйственные) суды республик. В ряде случаев (Кыргызстан, Казахстан) задачи арбитражных судов возложены на общие суды. Местные судьи утверждаются указами президента, при формировании высших органов судебной власти участвуют президент и парламент. Организуются выборы народных заседателей. Аналогом мировых судов в Российской Федерации являются суды аксакалов в Киргизии. Функционирование конституционных судов республик началось далеко не сразу с момента их законодательного учреждения. Отчасти это можно объяснить длительной стабилизацией политической ситуации в странах СНГ, отчасти - своеобразными взглядами на организацию конституционного контроля.

Надзор за соблюдением законности на территории республик возлагается на прокуратуру во главе с Генеральным прокурором, назначение которого зависит от президента и парламента.

Важнейшие отрасли права. Новое гражданское законодательство стран СНГ не только опирается на собственный нормативный материал, но и учитывает европейские тенденции. Заслуживает упоминания длительная (более 10 лет) разработка Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины. Оба эти акта в равной степени претендуют на роль "экономической Конституции" государства.

Законодательство Украины имеет свои особенности в регулировании статуса физических лиц. Их неимущественным правам посвящена Одна из шести книг ГК. Очевидно, учитывая приоритет прав человека, в Кодексе нашли свое отражение права физических лиц, обеспечивающие "естественное существование", "социальное бытие", в том числе и не чисто гражданские (право на жизнь, на охрану здоровья, тайна переписки, уважение к телу умершего человека и т.д.).

Развитие рыночных отношений определило отказ законодателя от многих реалий советской эпохи. Так, в законодательстве Украины и Азербайджана отсутствует наделение юридических лиц специальной правосубъектностью. Поэтому (в отличие, скажем, от ГК Республики Таджикистан) такие лица могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности не только в соответствии с целями деятельности, но и любые другие, не запрещенные законом. ГК Украины отказался от деления юридических лиц по формам собственности, уравняв таким образом хозяйствующих субъектов. А вот Хозяйственный кодекс Украины делит предприятия на государственные и коммунальные унитарные предприятия, частные предприятия, предприятия коллективной собственности.

В регулировании вещных прав крайним либерализмом опять отличился ГК Украины: отсутствует классификация форм собственности. Тем самым проводится идея об идентичности прав и обязанностей любого собственника. ГК Республики Узбекистан предложил деление собственности на частную и публичную. Последняя подразделяется, в свою очередь, на республиканскую и муниципальную.

Отсутствие особого статуса государственной собственности определило отсутствие в ГК Украины таких вещных прав, как хозяйственного ведения и оперативного управления. Напротив, Хозяйственный кодекс не только сохранил указанные вещные права, но и добавил право оперативного использования имущества. Различные формы права пользования предложил ГК Азербайджана: сервитут и узуфрукт. В ГК Украины введены такие вещные права, как суперфиций (пользование земельным участком для строительства) и эмфитевзис (пользование земельным участком для сельскохозяйственных нужд).

Достаточно гибким можно считать регулирование сделок в украинском ГК. В частности, устанавливается презумпция правомерности всякой сделки, даже не соответствующей закону, если ее недействительность специально не установлена в законе или по решению суда. По таджикскому законодательству в этом случае презюмируется ничтожность сделки.

Значительная степень криминализации в сфере имущественных отношений заставляет устанавливать особые сроки исковой давности по сделкам, совершенным под влиянием насилия или обмана. Украинское законодательство установило в этом случае специальную исковую давность в пять лет (для сравнения: в ГК Таджикистана - три года, в ГК РФ - один год).

Характерной тенденцией в регулировании гражданско-правовых обязательств является принцип свободы договора. В частности, возможно заключение "смешанных" договоров (состоящих их элементов разных договоров). Существенно облегчается положение кредитора при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником благодаря введению "удержания имущества". Удержанию без специального обращения в суд подлежит имущество, которое должно было быть передано должнику или лицу по его указанию. Более того, при существенном нарушении условий договора одной из сторон другая имеет право не выполнять свои обязанности, а обратиться в суд за расторжением сделки. Хозяйственный кодекс Украины сохранил понятие "хозяйственный договор", заключение которого является обязательным для хозяйствующих субъектов и ОГЛАВЛЕНИЕ которого может определяться органами исполнительной власти. За невыполнение подобного договора введены штрафные и оперативно-хозяйственные санкции (штраф, пеня, односторонний отказ от выполнения обязательства при его нарушении другой стороной и т.д.).

Новыми основаниями прекращения обязательств стали отступное и прощение, немыслимые в эпоху плановой экономики с ее требованием реального исполнения обязательств.

В наследственном праве отмечается общая тенденция расширения круга наследников по закону. При этом устанавливается пять-шесть очередей наследников. Интересно, что в ГК Украины к наследникам четвертой очереди (из пяти) относятся лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее пяти лет. Таким образом, возможно наследование тех лиц, которых наследодатель считал своей семьей (фактического супруга, например).

Характерной чертой развития гражданского законодательства в странах СНГ является усиление принципа диспозитивности. Государство зачастую полностью уравнивается с другими участниками гражданского оборота. Наряду с этой тенденцией особняком стоит концепция хозяйственного законодательства Украины, возлагающего на государство вывод страны из экономического кризиса.

Развивается и семейное право. В большинстве стран СНГ приняты новые семейные кодексы. Республика Казахстан пошла по другому пути: там действует Закон о браке и семье. Его интересной особенностью является помещение в самом начале ряда понятий (брак, семья, детство, суррогатное материнство, репродуктивное здоровье и т.д.).

Особого внимания заслуживает Кодекс Республики Беларусь о браке и семье 1999 г. Он также содержит ряд основополагающих определений (брак, семья), данных в соответствующих главах. Имеется специальный раздел об охране детства, где урегулированы социальные и материальные права ребенка (право на образование и труд, на досуг и отдых, право на жилище и т.д.).

Некоторые кодексы стран СНГ содержат определения брака, различные по своей полноте. Украинский законодатель единственным признаком брака указал его регистрацию, а в кодексе Республики Беларусь и законе Казахстана говорится о цели брака - создании семьи. Учитывая, что в законодательстве республик присутствует возможность признания брака недействительным как фиктивного (без цели создания семьи), белорусское и казахское определение представляется более удачным.

Нововведением ряда кодексов явилось установление разных брачных возрастов. Так, республики Узбекистан, Азербайджан, Украина установили для мужчин возраст 18 лет, для женщин - 17. Сохранился общий запрет многоженства, хотя в республиках с мусульманскими традициями этот вопрос периодически поднимается. Скажем, перед принятием Семейного кодекса Таджикистана в 1998 г. он был вынесен на референдум.

При регулировании расторжения брака в большинстве республик судья может принимать меры к примирению супругов. В этом смысле выделяются нормы белорусского кодекса, обязывающие судью к этому. Если срок для примирения в кодексах большинства республик не может превышать три месяца, то белорусский судья может еще назначить дополнительный срок до шести месяцев. В целях укрепления семьи в республике Беларусь расторжение барка производится только судом в порядке искового производства, в других странах СНГ развод также могут производить местные органы записи актов гражданского состояния. "Стоимость" развода в суде Беларуси на порядок выше, чем в органе записи актов гражданского состояния. Результатом подобных мер явилось определенное уменьшение количества разводов в этой республике.

Повсеместным нововведением стала возможность заключения брачного договора. В ряде республик такие договоры могут заключаться как лицами, вступающими в брак, так и супругами (Украина, Азербайджан), в Республике Беларусь - только между супругами. Интересно, что белорусский законодатель позволяет регулировать брачным договором помимо всего прочего неимущественные вопросы: формы, методы, средства воспитания детей, место их проживания. Законы других республик говорят лишь о договорном регулировании имущественных прав и обязанностей супругов, в том числе и как родителей.

Отражая специфику нового времени, законодательство содержит нормы об искусственном оплодотворении. При этом супруг, давший согласие жене на подобную операцию, считается отцом ребенка, а мать не вправе предъявлять иск об установлении отцовства по отношению к донору материала для оплодотворения. Если родители дали согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, именно от ее согласия зависит, будут ли они считаться родителями родившегося ребенка.

При процедуре установления отцовства в судебном порядке принимаются во внимание не только совместное проживание и ведение общего хозяйства родителями до рождения ребенка, его ОГЛАВЛЕНИЕ и т.п., но другие "надежные доказательства" (Азербайджан), "достоверно подтверждающие происхождение ребенка от ответчика" (Беларусь).

В кодексах сохранены традиционные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, патронат. Белорусский кодекс показывает большее разнообразие форм, отличая, например, патронат от передачи в приемную семью. Возможна также передача ребенка в детский дом семейного типа. В Республике Беларусь применяется зарубежный опыт так называемых "SOS - Детских деревень": в небольших коттеджных поселках размещаются дети с приемными родителями.

Характерной чертой семейного законодательства является усиление договорного начала, позволяющего установить имущественные и неимущественные отношения с учетом пожеланий супругов и членов семьи.

Развитие рыночных отношений, переход средств производства в частные руки определили значительные изменения и в трудовом законодательстве. Содействие росту производительности труда, улучшение качества работы, укрепление трудовой дисциплины - эти задачи, за редким исключением, более не ставятся перед законодательным регулированием. На первый план выходит установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей (Беларусь). Республики зачастую не поспевают за российскими темпами либерализации трудовых отношений и сохраняют за государством функции управления в сфере труда, содействия трудоустройству и т.д.

. Белорусский законодатель ввел коллизионную норму, предусмотрев, что в случае противоречия норм законодательства равной юридической силы применяется норма с более льготными для работника условиями.

Республики сохранили норму о согласовании с профсоюзным комитетом прекращения трудового договора по инициативе работодателя.

Регулируя рабочее время, новое законодательство допускает сверхурочные работы с согласия работника. Нетрудно предположить, что устная форма этого согласия (Узбекистан) позволяет неформально сделать сверхурочные работы нормой. На Украине введение сверхурочных необходимо согласовывать с профсоюзным комитетом.

Кодексы республик устанавливают размеры минимальной заработной платы. Некоторые допускают определение заработной платы в неденежной форме.

Введены новые процедуры разрешения коллективных трудовых споров. Первым этапом является создание примирительной комиссии с участием представителей заинтересованных сторон и нейтрального члена (Кыргызстан). При необходимости комиссия проводит дополнительные консультации с представителями сторон. Возможно также разрешение спора при участии посредника (Казахстан, Таджикистан). Последней инстанцией является Трудовой Арбитраж, образуемый для решения конкретного спора либо постоянно действующий (Беларусь). Решение арбитража имеет обязательную силу при обоюдном согласии сторон об этом.

Рассмотренные нововведения позволяют судить о переносе центра тяжести в регулировании трудовых отношений на договор и инициативу работодателя при снижении значения законодательного регулирования. Учитывая фактическое неравенство сторон в трудовых отношениях, подобная тенденция вряд ли приводит к улучшению положения работников.

Основу уголовного законодательства стран СНГ во многом заложил так называемый Модельный уголовный кодекс, одобренный Межпарламентской Ассамблеей 17 февраля 1996 г. Во всяком случае, только Узбекистан ввел в действие свой УК ранее названной даты. При разработке национальных кодексов учитывался международный опыт (законодательство Франции, Германии, Испании, США). Разработчики, например, УК Азербайджана принимали во внимание законодательство соседней Турции.

Модельный кодекс закрепил, что единственным основанием уголовной ответственности является общественно опасное деяние. Соответственно свойства личности преступника (скажем, бытие особо опасным рецидивистом) перестали иметь квалифицирующее значение и учитываются лишь при назначении санкции. Однако некоторые кодексы (УК Грузии 1999 г.) не называют общественную опасность признаком преступления. УК Литовской республики 1999 г. делает упор на признак наказуемости деяния. Опасность самого действия отходит на второй план. Наоборот, в УК Республики Беларусь 1999 г. и УК Азербайджана того же года критерий общественной опасности стал основанием для классификации преступлений (в том числе "не представляющие большой общественной опасности").

К особенностям регулирования субъектов уголовного права можно отнести возможность ответственности юридических лиц (кодексы Эстонской и Литовской республик). Возраст наступления уголовной ответственности для физических лиц разнится в кодексах СНГ: 14 лет - в Латвии, 15 (за некоторые преступления - 13) - в Эстонии, 16лет(за некоторые преступления - 14) - в Азербайджане.

Регулирование форм вины отличается в рассматриваемых кодексах. Так, в УК Азербайджана предусматривается умысел и неосторожность. УК Эстонии 2001 г. делит умысел на намеренность, прямой и косвенный.

Имеются особенности в регламентации стадий совершения преступления. Так, согласно УК Республики Казахстан 1997 г. ответственность за покушение наступает лишь в случае посягательства на совершение преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких. Имеются специальные указания в азербайджанском законодательстве об ответственности за приготовление к совершению тяжких и особо тяжких преступлений.

Нововведением является выделение в регулировании ответственности соучастников института прикосновенности к преступлению (УК Азербайджанской Республики).

Цели наказания в законодательстве СНГ также определяются по-разному. Так, в УК Украины 2001 г. ею является кара, а в УК Азербайджана - восстановление социальной справедливости. Сохраняются и такие традиционные цели, как предупреждение новых преступлений и исправление осужденных.

При регулировании видов наказания используется разнообразный опыт не только европейского законодателя, но и нормы дореволюционного обычного права отдельных народов. Так, в УК Эстонии в качестве альтернативного наказания допустимо лишение свободы на выходные дни. В УК Кыргызской Республики 1997 г. применяется наказание "тройной айып" - троекратное взыскание ущерба, из которого две части идут потерпевшему, одна - государству. Примером гуманизма туркменского уголовного законодательства может служить проведение ежегодной "ночи прощения" раскаявшихся преступников согласно указу президента республики.

Особого внимания заслуживает регулирование вопроса о смертной казни. На Украине это наказание отсутствует, в Беларуси сохранено. В ряде кодексов (кыргызском, например) имеется указание на ее исключительный характер. Любопытно, что при наличии безработицы в странах СНГ сохраняются исправительные и общественные работы (Азербайджан), общеполезные работы (Эстония). Из принципиально новых наказаний можно отметить такие, как ограничения по военной службе, ограничение свободы, пожизненное заключение и т.д. Законодательство Узбекистана исключило по мотивам демократизации и либерализации конфискацию из перечня наказаний. Допускается лишь изъятие имущества, являющегося предметом преступления или добытого преступным путем.

Модельный уголовный кодекс, а вслед за ним кодексы стран СНГ определили классификацию преступлений по объектам преступного посягательства. Первое место в этой классификации занимают преступления против мира и безопасности человечества (планирование, подготовка и разжигание агрессивной войны, геноцид и т.д.).

Из новых преступлений против жизни и здоровья человека можно отметить эвтаназию (ускорение смерти по просьбе неизлечимого больного с целью прекращения его страданий), незаконное искусственное оплодотворение.

Актуальным преступлением против конституционных прав и свобод человека можно считать воспрепятствование законной деятельности избирательной комиссии.

Охраняя семью и надлежащее воспитание несовершеннолетних, законодательство СНГ карает их вовлечение в преступную деятельность, занятие проституцией, подмену чужого ребенка, торговлю несовершеннолетними. УК Кыргызской Республики карает двоеженство и многоженство, понуждение женщины к вступлению в брак.

Преступлением против здоровья населения считается незаконное изготовление лекарственных изделий.

Согласно УК Азербайджана преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта считаются оставление места дорожно-транспортного происшествия виновным лицом, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Особенностью преступлений против собственности, например, в Латвии и Эстонии является отсутствие выделения грабежа. Кража может быть как тайным, так и открытым хищением.

Выделяются преступления против экологической безопасности и природной среды (загрязнение вод, нарушение правил охраны и использования недр и др.).

Новым видом считаются преступления в сфере компьютерной информации. Например, в законодательстве Азербайджана, Беларуси, Литвы, Эстонии наказывается уничтожение или подмена компьютерной информации.

Выделяются преступления против национальной безопасности и территориальной целостности государств.

Кодексы стран СНГ выделяют также воинские, должностные преступления, преступления против общественного покоя, хозяйственные преступления и др. Их перечень, а также порядок расположения в уголовных кодексах определяются национальными приоритетами и, как уже было отмечено, международным опытом, национальными обычаями и традициями.

Что касается гражданско-процессуального права, то большинство стран - участниц СНГ приняли новые гражданско-процессуальные кодексы (Азербайджан, Армения, Беларусь и др.). Многие республики восприняли опыт европейского законодательства. Так, при разработке соответствующих концепций и кодексов Азербайджана и Грузии активно участвовало Немецкое общество по техническому сотрудничеству.

Важным нововведением кодексов Беларуси и Кыргызстана является включение перечня основных правовых понятий.

Кодексы стран СНГ в основном воспроизвели сохранившуюся с советских времен функцию судопроизводства - защиту прав и интересов физических и юридических лиц. Согласно этой доктрине суд не только оценивает представленные доказательства, но и оказывает сторонам содействие в их истребовании. В соответствии с ГПК Беларуси обязанность предоставлять доказательства и бремя доказывания лежит на лицах, заинтересованных в исходе дела. Однако если у сторон возникли затруднения в предоставлении доказательств, суд может их собирать по особому ходатайству. С точки зрения рыночных отношений даже эти "жалкие остатки" былой активности суда вызывают нарекания как несоответствующие принципам диспозитивности, состязательности и беспристрастности суда.

Те же принципы диспозитивности и состязательности определили существенное ослабление роли прокуратуры в процессе. Так, ГПК Украины в редакции 1992 г. упразднил прокурорский надзор в гражданском судопроизводстве. Но, ликвидировав обязанность прокурора своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, украинский законодатель все же сохранил возможность принесения протеста должностными лицами прокуратуры на судебные решения и иные акты судов в порядке надзора. Еще дальше пошел ГПК Грузии 1997 г., вовсе отменивший участие органов прокуратуры в гражданском процессе. Возможность принесения протеста на судебные акты в Грузни и Армении их законодательством не предусмотрена.

Изменился и сам состав суда. В силу значительного усложнения судебных споров законодатель отказывается от участия народных (присяжных) заседателей. В первой инстанции дело рассматривается судьей единолично, в остальных - коллегией из трех судей.

Ослабление полномочий в процессе суда и прокуратуры сопровождается расширением возможностей адвокатуры. Так, в соответствии с украинским Законом "Об адвокатуре" 1992 г. частная практика адвокатов является единственной формой адвокатской деятельности, очевидно, освободившись от опеки со стороны коллегии, защитники должны свободней чувствовать себя в процессе. Однако доступность помощи адвокатов населению не до конца проработана в законодательстве. Лишь ГПК Грузии предусмотрел оплату услуг адвоката за счет государства, если сторона не в состоянии нести подобные расходы, а участие защитника суд признает все-таки необходимым.

Такое соотношение сил в гражданском процессе по-новому поставило проблемы доказывания и доказательств. Между тем в ГПК Азербайджана доказательствами считаются сведения, полученные в предусмотренном законом порядке. ГПК Беларуси определяет доказательства как "любые сведения о фактах", входящих в предмет доказывания и полученные в результате использования средств доказывания. ГПК Казахстана говорит о "фактических данных" и т.п. По мнению разработчиков концепции Модельного кодекса гражданского судопроизводства для государств - участников СНГ', не всякие данные могут считаться доказательствами, а лишь те, которые признаны и допущены в этом качестве судом.

В гражданский процесс введен институт апелляции (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан и др.). Специальное апелляционное рассмотрение в составе трех квалифицированных сулей позволит избежать многих судебных ошибок. Кроме того, судьи, рассматривающие дела единолично по первой инстанции, часто подвергаются местному влиянию. Апелляционная инстанция должна быть в этом смысле более независима.

Законодатель Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана и ряда других стран СНГ не включил в новые ГПК исполнение решений, поскольку эта часть производства переведена из компетенции суда в иное ведомство (министерства юстиции, как правило) и суды лишены возможности контролировать эту стадию. Отрицательным последствием подобного шага может быть снижение эффективности правосудия и как следствие подрыв доверия населения к нему.

Уже в указанной концепции Модельного кодекса ставится проблема недостаточного развития в странах СНГ мировой юстиции.

В ГПК ряда республик включена глава о судебном приказе. Выдача судьей подобного приказа производится по бесспорным требованиям, основанным на документах (например, нотариально заверенных сделках), о взыскании недоимок по налогам и т.д.

По-разному решают республики проблему арбитражных судов и арбитражного законодательства. Например, в Республике Кыргызстан арбитражные суды были упразднены не только из-за теоретической необоснованности дуализма судебной системы, но и из-за противоречий в практике тех и других судов. В то же время в Республике Узбекистан с 1 января 1998 г. введен в действие Хозяйственный процессуальный кодекс и действуют хозяйственные суды. Принято хозяйственное процессуальное (арбитражное) законодательство в Беларуси и других странах СНГ.

Новое уголовно-процессуальное законодательство принципиально иначе смотрит на вопрос о задачах судопроизводства. Если кодексы советской эпохи объявляли таковыми быстрое и полное раскрытие преступлений, то теперь в первую очередь важна охрана прав и интересов личности, общества и государства (Украина, Беларусь). Таким образом, как и в Российской Федерации, органам юстиции надлежит прежде всего не карать, а соблюдать необходимые процедуры в процессе.

Такая переориентация обусловила утрату судом некоторых возможностей. Так, согласно УПК Беларуси функция доказывания возлагается на орган уголовного преследования, а при судебном рассмотрении эту задачу выполняет государственный обвинитель. В другом случае суд вообще вправе признать нецелесообразным исследование некоторых доказательств, если против этого не возражают участники процесса. Показательно, что из процессуального законодательства исчезает понятие "истина", ибо суд теперь не обязан ее устанавливать.

Постепенно ограничивается возможность для суда направить дело на доследование. В одних случаях решение суда об этом может быть обжаловано сторонами, в других - производство дополнительных следственных действий ограничено кратким сроком. Вторичный возврат не предусматривается.

Тем не менее кодексы республик предоставляют суду право осуществлять действия по сбору доказательств, такие же полномочия имеет суд апелляционный, который может решить вопрос о необходимости получения дополнительных доказательств при предварительном рассмотрении. Введение апелляционной инстанции восприняли не все республики. Республика Беларусь, например, знает лишь кассационную и надзорную инстанции.

Рассмотрение дела в апелляционной и надзорной инстанции имеет свои особенности: суд проверяет законность, обоснованность и справедливость решения нижестоящей инстанции не только в обжалованной части, а в полном объеме или в части по решению самого ревизующего суда.

Ограничение полномочий суда сопровождается расширением прав других участников процесса, прежде всего - подследственного (обвиняемого). В Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Беларуси введены новые меры пресечения, не связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм под стражей (залог, домашний арест, отдача несовершеннолетнего под присмотр и др.).

Защитник допускается к участию в уголовном деле либо с момента фактического задержания лица, либо с момента вынесения постановления о возбуждении в его отношении уголовного дела. Существенно расширены права защитника: он может не только присутствовать при производстве следственных действий и задавать вопросы, но и предоставлять доказательства, собирать по своей инициативе необходимые сведения и т.д. Отказ от защитника вследствие материальных затруднений недопустим.

* * *

В середине 80-х гг. под влиянием определенных объективных и, главным образом, субъективных факторов развитие социализма в нашей стране прекращается. Общество вступает на путь реставрации капитализма. Первоначально этот процесс руководство Коммунистической партии и государства прикрывало легким флером "совершенствования социализма", однако уже в начале 90-х гг. всякие покровы сбрасываются, и генеральная цель создания строя, основанного на частной собственности, становится вполне определенной.

Реставрация капитализма происходит в большой мере по линии приватизации государственного и общественного достояния. Имущество, накопленное трудом советского народа, переходит в руки расторопных дельцов. Десятки миллиардов долларов вывозятся за границу и оседают в западных банках. "Новые русские" приобретают дома, виллы, другую недвижимость в самых разных странах. Дело усугубляется разрушением Союза Советских Социалистических Республик, приведшим к разрыву вековых экономических, культурных и политических связей между районами страны, что влечет за собой развал единого экономического комплекса и резкое падение производства. В 90-е гг. уровень промышленного производства снижается вдвое, а по некоторым отраслям (легкая промышленность) - и на 90%. Советский Союз, а потом и его бывшие члены попадают в кабалу к иностранному капиталу. Страна теряет свою продовольственную независимость - до 70% потребляемых продуктов получается за счет импорта.

Происходит резкая социальная дифференциация. Маленькая группа населения превращается в богачей, зато на противоположном полюсе растут безработица, нищета, бездомность. Ухудшаются жизненные условия основной массы - до 90% - населения.

Развитие капитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняется система Советов. Реализуется идея разделения властей. Впрочем, в республиках, ставших суверенными после разрушения Союза, она проводится по-разному. В России, Казахстане, Туркмении и других послесоветских государствах устанавливается форма президентской республики с громадными правами главы государства, делающими его подобным абсолютному монарху. В отдельных республиках сохраняется более или менее демократический строй.

Разрушение Союза ССР влечет за собой цепную реакцию расшатывания формы государственного единства России, Грузии, Азербайджана, Молдавии. Дело доходит до внутренних войн в этих республиках, а также до межреспубликанских трений и столкновений между другими бывшими членами Союза по территориальным и иным вопросам.

Трансформируется и право. В конституционном законодательстве проводятся некоторые реформы. Воссоздается многопартийная система, становятся более или менее реальными провозглашавшиеся и ранее некоторые демократические свободы. В то же время административные ограничения дополняются материальными.

В гражданском праве закрепляются отношения частной собственности на средства производства. В семейном праве появляется институт брачного контракта. Трудовое право вынуждено реагировать на новые условия, складывающиеся в промышленности, - безработицу и проч. Трудные задачи приходится решать уголовному, а также уголовно-процессуальному праву. В стране стремительно растет преступность. Следственные изоляторы и тюрьмы переполняются таким числом заключенных, какого не было с 1937 г.

Разрушение экономики и отечественной государственности неизбежно приводит к падению авторитета страны на международной арене. Разрушаемый Советский Союз, а тем более его правопреемники уже не в состоянии проводить независимую международную политику.