Другие новые меры регулирования финансового рынка

Среди других мер следует отметить норму, в соответствии с которой торговля деривативами стала осуществляться банками не нерегулируемо, а через специально созданные аффилированные структуры. США обладают крупнейшим в мире рынком капитала, объем которого, если судить по общей сумме задолженности по ценным бумагам в условиях стабильно действующей экономики, включая акции и обязательства, составила уже в конце 1990-х гг. сумму более 20 трлн долл., а к началу глобального кризиса — более 28 трлн долл. Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д. На протяжении десятилетий все крупнейшие инвестиционные банки, такие как Solomon Brothers, Merrill Lynch, Goldman Sachs, Shearson Lehman, First Boston и Morgan Stanley, осуществляли (до банкротства в 2008—2009 гг.) финансовые операции в Нью-Йорке, гарантируя размещение ценных бумаг на первичном рынке, а также действуя как брокеры для клиентов на вторичном рынке. Как дилеры, они торгуют ценными бумагами за свой счет.

В соответствии с Законом Додда — Фрэнка в целях некоторого уменьшения роли Федерального резервного банка Нью-Йорка принято решение, что его президент будет назначаться не Советом директоров этого банка, как ранее, а президентом США. Создан наблюдательный совет по финансовой стабильности (СФС) во главе с министром финансов, в состав которого вошли руководители ведущих экономических ведомств. Принято также решение в ряде случаев ограничивать операции по слиянию/поглощению для крупных банковских холдингов с активами свыше 50 млрд долл. и небанковских финансовых компаний, находящихся под наблюдением ФРС. Предусмотрено право рекомендовать таким компаниям продажу части балансовых и иных активов неаффилированным третьим лицам.

Эти и другие меры призваны ужесточить регулирование финансового сектора США и частично отказаться от политики дерегулирования финансового рынка.

Резюме

• Огромная мощь американской экономики и финансового сектора, наличие большого числа крупных банков, осуществляющих финансовые операции во всем мире, других финансовых институтов, международная роль доллара как главной резервной валюты мира — все это обусловило то обстоятельство, что финансовая система США и основанный на ней американский финансовый рынок трансформировались в важнейшую часть мировой финансовой системы и международного финансового рынка. В этом состоит коренное отличие американских национальных финансов от любых других национальных систем. Наиболее интегрированные в мировую систему финансы Великобритании и Японии лишь в какой-то мере выступают в аналогичной роли. В этом смысле объединенная Европа (еврозона) сравнима с США, но крупно проигрывает, во-первых, в силу разных весовых категорий евро и доллара, во-вторых, из-за отсутствия единой финансовой политики не только в ЕС, но даже на пространстве еврозоны.

• Современные США обладают огромной по масштабам финансово-банковской системой. В этой системе и в целом в финансово-экономической жизни США огромную роль играет мощный финансовый аппарат государства. Его возглавляет ФРС, являющаяся по своим функциям центральным банком государства. Но ФРС — уникальный институт, не имеющий в мире аналога. Он был учрежден частными банкирами и все еще остается неким симбиозом — собственностью акционеров и государства. ФРС выполняет функции эмиссионного центра, несет ответственность за состояние экономики, включая борьбу с безработицей и инфляцией.

• О силе и влиянии ФРС свидетельствует то обстоятельство, что она методично и последовательно начиная с 1980-х гг. проводила политику дерегулирования, способствовав формированию параллельной банковской системы через каналы производных финансовых инструментов, чрезмерно рискованная деятельность которых способствовала развертыванию глубокого мирового финансово-экономического кризиса. В Совет управляющих ФРС входит четыре президента федеральных резервных банков, которые меняются на ротационной основе, и президент Нью-Йоркского федерального резервного банка — с 2010 г. назначается президентом страны. Из девяти директоров, занимающихся вопросами регулирования и надзора, шесть — избираются (теперь пять) банками-членами (из состава директоров более чем 5 тыс. частных и акционерных коммерческих и иных банков). Таким образом, этот орган стратегического характера, призванный контролировать всю огромную финансово-банковскую систему США, фактически контролируется крупнейшими частными финансово-банковскими учреждениями. Этот факт является свидетельством того, что если ФРС и является независимым центральным банком, то она не зависит от правительства и осуществляет финансово-экономическую политику в интересах своих акционеров — крупнейших банков страны.

• Огромную роль в финансово-экономическом мире США (и не только) играют коммерческие банки, число которых в 2007 г. превысило 12 тыс. Главным финансовым центром остается Нью-Йорк, в котором размещаются штаб-квартиры наиболее крупных банков, имеющих глобальные сети. Деятельность большинства менее крупных банков распространяется на территории, расположенные дальше от главного финансового центра страны — в глубинке, но агрессивный стиль, присущий крупным банкам, остается характерной чертой всей банковской системы страны.

Помимо коммерческих банков финансовые институты США включают:

- депозитные учреждения (сберегательные и кредитные организации),

- страховые компании (по страхованию жизни, имущества),

- пенсионные фонды (частные фонды, фонды правительств штатов и органов местного самоуправления),

- другие учреждения (инвестиционные корпорации, взаимные фонды и т.д.).

Все институты имеют важнейшее значение, поскольку на них приходится более 40% финансовых активов, которые направляются на производственные цели. Они при этом играют ключевую роль на рынке краткосрочного капитала. В финансовой системе большую роль играют инвестиционные банки-корпорации, обеспечивающие хозяйствующих агентов кредитными ресурсами для инвестиционной деятельности. До начала кризиса в американской банковско-финансовой системе, наиболее крупными коммерческими банками США были: "Мэрилл Линч" (Merrill Lynch), "Соломон Смит Барни" (Solomon Smith Barney), "Морган Стэнли" (Morgan Stanley Dean Witter), "Голдмен, Сакс" (Goldman and Sachs), "Леман Бразерс" (Lehman Brothers), "Кредит Суисс Ферст Бостон" (Credit Suisse First Boston), "Джей Пи Морган" (JP Morgan), "Би Стернс" (Bear Sterns), "Чейз Манхэттен Корп." (Chase Manhattan Corp.), "Дональдсон, Луфкин энд Женрет" (Donaldson; Lufkin & Jenerette). С банкротства "Леман Бразерс" и ряда других банков, а также ипотечных организаций начался кризис в США, переросший в глобальный кризис. В ходе кризиса американское правительство пошло на беспрецедентный шаг — оно фактически ликвидировало статус инвестиционных банков страны и поставило многие из них под правительственный контроль.

В США существуют хорошо развитые долгосрочные и краткосрочные рынки капитала. Рынок долгосрочного ссудного капитала включает рынок ценных бумаг (фондовая биржа), рынки промышленных, иностранных и государственных облигаций, ипотечный рынок, потребительский кредит. Краткосрочный рынок включает такие рынки, как денежный (рынок краткосрочного капитала), валютный, финансовый по сделкам на срок (рынок опционов), фьючерсный, своповый.

Рынок ценных бумаг, или фондовый рынок, — это наиболее чувствительная сфера свободного рынка (рыночной экономики), которая отражает глубинные процессы, происходящие в национальных экономиках (и в мировой экономике). Глобальная интеграция финансов и денежных потоков, реализующихся в мировых финансовых центрах, делает особенно ощутимыми колебания финансово-экономической конъюнктуры. Любые сбои в самых отдаленных региональных звеньях мировой экономики, включенных в единые структуры глобальной системы международного производства и финансов, немедленно отражаются, с большей или меньшей силой, в основных финансовых центрах.

США обладают крупнейшим в мире рынком капитала, объем которого, если судить по общей сумме задолженности по ценным бумагам в условиях стабильно действующей экономики, включая акции и обязательства, составил в 1998 г. более 20 трлн долл., Для решения задач поддержания и увеличения долгосрочных накоплений реального капитала требуются эффективные финансовые институты, крупные объемы сбережений, растущий спрос на капиталовложения в производство, землю, услуги, науку и т.д.

Нью-Йорк — один из трех крупнейших валютных рынков мира. Он объединен с валютными рынками в других странах и мировым рынком и включает коммерческие сделки "банк — клиент" в рамках розничного сектора и "банк — банк" (оптовый межбанковский сектор), помимо этого, прямые сделки или сделки через брокеров и операции ФРС с иностранной валютой: валютные интервенции, валютные свопы, сделки с международными финансовыми организациями.