Другие модели

Люксембургская модель экономики. Герцогство Люксембургское характеризуется: во-первых, устойчивыми политической и экономической системами; во-вторых, в Люксембурге низкие по европейским меркам налоги; в-третьих, в стране бесплатное образование и детские сады, огромные пенсии и высокие зарплаты; в-четвертых, страна имеет развитый государственный сектор экономики. Причем в государственном секторе зарплаты выше, нежели в частном. Одна из основных забот правительства - сохранение этой специфической люксембургской модели. В чем ее особенность? Она заключается в том, что любые возникающие вопросы решаются в рамках трипартира - трехсторонней комиссии. В нее входят представители предпринимателей, профсоюзов и правительства. Как правило, компромиссное решение находится, и страна давно не знает социальных потрясений.

Люксембург - это финансовый центр единой Европы, в июле 2009 г. нетто-активы, управляемые люксембургскими институтами коллективного инвестирования, достигли рекордного значения - 1700 млрд евро на 12,164 фондовой единицы. Люксембург привлекает капиталы из всех стран мира в силу множества причин. Герцогство отличает политическая и социальная стабильность. Здесь правят порядок и закон, и при этом правительство, законодательная власть и бизнесмены находятся в постоянном открытом диалоге. Надзорные государственные органы отличаются компетентностью и профессионализмом, защищают инвесторов и законы Люксембурга.

Персонал люксембургских компаний имеет многолетний опыт работы в сфере финансовой экспертизы. Здесь хорошо понимают требования и специфику интересов иностранной клиентуры; в стране много специалистов, владеющих многими иностранными языками и знакомых с особенностями культур разных стран. Поэтому здесь легко найти многопрофильных экспертов, готовых действовать на всех этапах разработки, управления и распределения инвестиционных фондов и других финансовых инструментов. Специалисты располагают обширным опытом разработки технических инноваций, таких, к примеру, как множественные акции и слияние фондов. В герцогстве работают юристы и аудиторы, специализирующиеся в том числе и на регистрации люксембургских фондов за границей.

Нельзя не упомянуть и о том, что Люксембург находится в самом центре Европы и его жители представляют собой, в том числе, высокопрофильное сообщество, здесь создана комфортная атмосфера для работы и жизни. Три страны, располагающие самыми большими объемами активов, находящихся под управлением Люксембурга, - Германия, США и Швейцария. Международные корпорации используют герцогство как вход на европейский и мировой рынки и распределяют средства в фонды в более чем 150 странах и регионах мира. Самые крупные корпорации и банки избрали Люксембург в качестве основного места своей деятельности. Управление частным капиталом как вид деятельности возникло в Люксембурге довольно давно и получило широкое распространение. Многие банки и управляющие частным капиталом компании предоставляют услуги на более выгодных условиях, чем аналогичные компании в других финансовых центрах. Соответственно, уровень жизни населения этого государства весьма высок, здесь нет ни нищих, ни бедных, безработица даже в условиях глобального кризиса была минимальной - около 2%. Это - классическое государство всеобщего благоденствия.

Своими особенностями обладают модели капитализма в странах Латинской Америки; но опять-таки, каждая из них в крупных, быстрорастущих экономиках (Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили) имеет свои особенности, хотя имеются и общие черты. Это, в частности, политика "догоняющего роста" через форсирование курса "импортозамещения", особо важна роль американского рынка для развития этих стран. Например, Чили, "переболев" болезнью радикального неолиберализма в 1980-е гг., снова вернулась к более взвешенной модели развития, отказавшись от многих рецептов МВФ как в области предельного сокращения государственного сектора, так и в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики; она ориентируется на цели более гармоничной социальной политики, как и другие страны континента (Бразилия, Аргентина). Более "социализированная" модель свойственна Венесуэле, которая осуществила довольно широкую национализацию в нефтяной промышленности, надеясь на достижение социальной справедливости в сочетании с высоким экономическим ростом.

ЮАР. Несомненно, специфическая модель развития присуща Южноафриканской республике (ЮАР). Это государство выросло из переселенческой колонии голландцев (как первоначально США, Канада, Австралия и Новая Зеландия). На этой земле к концу XIX в. сформировалась специфическая нация - буры, результат интеграции голландцев, французов, англичан, немцев и местных негритянских племен; родился и специфический язык, отдаленно напоминающий староголландский. Кровопролитная война "Оранжевой республики" (так называли свое новое государство восставшие буры) с Великобританией в конце XIX в. закончилась созданием Южноафриканского Союза (ЮАС), который в 1970-е гг. уже окончательно превратился в ЮАР. Ныне эта страна - одна из наиболее динамично растущих развивающихся стран, вошедшая в Группу-20 и по многим параметрам близкая к группе развитых стран. Ее отличительные особенности - это громадные "разрывы" в территориальном аспекте: огромные автономные территории с преобладанием африканского населения развиты слабо, в них отсутствует современная инфраструктура. Соответственно, велики разрывы в уровне доходов и их источников. Значителен вклад в ВВП сельского хозяйства и животноводства (30%), большая доля безработицы (17-20%). Нуждается в развитии социальная политика, включая пенсионную систему, и политика заработной платы и т.д.

Арабские страны. Значительная специфика присуща моделям развития арабских государств. Если Египет и Ливан, после множества экспериментов, в целом проводят курс на введение классических рыночных институтов, с некоторыми корректировками, то в большинстве этих стран наблюдаются существенные различия. Так, Ливия лишь относительно недавно признала частную собственность на факторы производства и открыла двери перед иностранными компаниями. Но тем не менее госсектор здесь преобладает. Экономическая политика основана на принципах "Зеленой книги", написанной вождем Ливийской революции Муаммаром Каддафи, исповедующим коранические идеи равенства, братства и справедливости, отрицание эксплуатации чужого труда. Более открытой представляется экономическая система королевства Иордании, а более "жесткая" система - в Сирии, хотя в обеих странах достаточно динамично растут элементы рыночного хозяйства с участием иностранного капитана.

Наибольших успехов в экономическом и социальном развитии достигли нефтедобывающие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Они уже шагнули в клуб группы развитых стран (судя по последним докладам ОЭСР, ЮНКТАД, МВФ и ВБ). Отличительные особенности моделей (типов) их развития (и реформирования):

o государственная собственность на природные ресурсы;

o согласование политики ценообразования на нефть в рамках ОПЕК;

o разработка перспективного планирования социально-экономического развития с целью диверсификации экономики с учетом иссякания запасов нефти;

o мощная социальная политика, основанная на перераспределении в обществе доходов от нефти, и, как следствие - существенное повышение уровня жизни всех слоев народа, отсутствие в странах бедности и тем более нищеты;

o значительная финансовая помощь бедным арабским, а также африканским странам (примыкающим к арабским цивилизациям) на двусторонней и многосторонней основе через различные фонды и интеграционные группы.

Целый ряд других развивающихся стран также формируют свои особенности в социально-экономическом развитии, которые выявляются при детальном изучении экономики этих стран более рельефно.