Другие геополитические центры силы и Россия

Длительное время, являясь, в сущности, лидером третьего мира, СССР установил ряд тесных отношений с многими государствами в различных регионах мира. Но бывших союзников (Вьетнам, Куба, Ангола и др.) после расчленения СССР руководство России фактически бросило на произвол судьбы.

Центральная и Восточная Европа

Как уже отмечалось, поэтапное вступление данных стран в ЕС и блок НАТО в 2004 и 2007 г. предоставило этому военно-политическому союзу плацдарм для проведения возможных крупномасштабных операций против России. К странам Центральной и Восточной Европы принято относить все европейские страны бывшего советского блока и страны Прибалтики. Геополитически данный регион представляется единым целым, поскольку на протяжении многих столетий он являлся разделительным барьером между Западной Европой и Россией, впоследствии СССР, сдерживающим агрессию Запада. Это признают и некоторые западные исследователи. "Сталин и другие советские лидеры часто подчеркивали, что политика Советского Союза в Восточной Европе определяется соображениями национальной безопасности. Нет серьезных оснований сомневаться в этом".

Вступление стран Центральной и Восточной Европы в ЕС носило, как уже указывалось, в основном геополитический характер. Следовательно, возникает вопрос, какие геополитические выгоды получит ЕС и за счет чего? Ответ ясен – геополитические выгоды для ЕС будут связаны с ущемлением российских интересов. Сторонник таких взглядов З. Бжезинский в своей работе "Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы" называет иллюзией то обстоятельство, что страны Центральной и Восточной Европы должны остаться регионом политически особо близким России.

В настоящее время невыгодность для России экономических связей с ЕС и странами Центральной и Восточной Европы заключается в том, что основными предметами ее экспорта являются нефть и природный газ. Высокотехнологичное российское вооружение не будет находить спрос в связи с расширением НАТО и, соответственно, модернизацией вооруженных сил в странах Центральной и Восточной Европы но натовским стандартам. Это справедливо и в отношении другой наукоемкой продукции. Расширение НАТО в экономическом плане невыгодно и самим центральноевропейским государствам – Чехии, Польше и Венгрии соответствие стандартам НАТО обойдется в десятки миллиардов долларов.

К числу существенных особенностей дайной группы стран относится присутствие на территории бывшей социалистической Югославии этнополитического конфликта, существенно влияющего на ситуацию в Европе и во всем мире. Наличие вооруженных и слабо контролируемых албанских отрядов, неопределенность этнических и государственных границ значительно сужает возможности экономического развития данных стран. Так, Болгария в ходе балканского конфликта лишилась многих транспортных коридоров в ЕС.

Балканы

Особенностью геополитического положения России является то, что наиболее этнически и религиозно близкие ей из стран Центральной и Восточной Европы народы Балканского полуострова оказались разделенными сначала Османской империей, затем европейскими странами и Западом в целом.

Создание после Первой мировой войны Югославии, казалось, стабилизировало ситуацию. Но клубок национальных, религиозных противоречий (достаточно сказать, что здесь проживают представители трех религий – католицизма, мусульманства и православия) не был развязан окончательно. Только диктатура И. Б. Тито в условиях холодной войны между СССР и США избавила Балканы от потрясений. Но усиление в ней влияния западного капитала, который рассматривал Югославию как свою союзницу, сыграло роковую роль в истории страны и способствовал ее распаду. Решающую роль в расчленении Югославии сыграли Ватикан и западноевропейские страны, такие как Германия, вслед за ними США. Именно на них лежит ответственность за развязывание гражданской войны на Балканах.

Агрессия стран НАТО против Югославии в марте – июне 1999 г. показала, что в установлении нового мирового порядка Запад не остановится перед применением военной силы. Югославия – единственная из европейских государств отказалась от членства в НАТО и поэтому ее насильственное включение в европейские структуры лишает Россию союзника в стратегической перспективе.

Пример практики. В результате военной кампании Запада против Югославии, по информации югославских властей, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1,7 тыс. чел., в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. чел. были серьезно ранены. По югославским оценкам, общий экономический ущерб, причиненный Югославии натовскими бомбардировками, составляет 29,6 млрд долл. "Нападение на Югославию – это только первый шаг на пути к другим сражениям: одна из первых целей экспансии НАТО – взятие под контроль кавказской нефти и ослабление Москвы... Югославия была всего лишь испытательной лабораторией".

Применение военной силы, аналогично югославскому варианту, возможно не только на Кавказе, но и в других точках планеты.

Бомбардировки утроили число беженцев. Прикрытием агрессии служила информационная и психологическая война, развязанная против сербов в западных СМИ. Великосербский национализм, сравнение С. Милошевича с Гитлером, а сербов с нацистами, "расследование" сербских военных преступлений – таков традиционный набор обвинений а адрес Сербии.

Россия в конце XX в. фактически способствовала развитию столь кровавого сценария. Ее соглашательство только спровоцировало агрессию Запада на Балканах, последствия которой в мировой политике будут отражаться довольно долго. Кроме этого, данный конфликт во многом не позволит ЕС консолидироваться в более мощное централизованное интеграционное объединение, без которого влияние США в Европе будет сохраняться.

Таким образом, в настоящее время поставлена и практически выполнена цель США – расчленение бывшей Югославии. В 2006 г. Черногория была объявлена независимым государством, а край Косово в 2008 г. также провозгласил свой суверенитет.