Другие аспекты социально-экономической безопасности личности

Значительную роль в обеспечении экономической безопасности личности играет проведение государственной социальной политики, затрагивающей основы жизни каждого гражданина. Наряду с уже рассмотренными проблемами необходимо остановиться на следующих: реальные доходы, медицинское обслуживание, культура, обеспечение жильем и жилищно-коммунальное обслуживание, пенсионное обеспечение, формирование личных сбережений и их защита.

Низкий уровень жизни напрямую затрагивает экономическую безопасность личности, и выход из этой ситуации возможен при общем улучшении экономической ситуации в стране. Для наведения порядка в социальной сфере необходимо применение государственных административных мер:

– предоставление субъектам РФ права уточнять размеры минимальных потребительских бюджетов (на основе набора товаров и услуг "потребительской корзины", т.е. прожиточного минимума) с учетом национальных и территориальных особенностей;

– приближение минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий к величине прожиточного минимума на основе соглашений, заключаемых на федеральном и территориальном уровнях между профсоюзами, работодателями и исполнительными органами власти, упреждающий характер повышения минимальных выплат в сравнении с ростом цен;

– при повышении темпов инфляции переход от ежеквартальной к ежемесячной корректировке размеров прожиточного минимума и связанных с ним выплат в соотношении с ростом цен;

– введение дифференцированной шкалы налога с физических лиц – понижение ставки налога для малообеспеченных слоев населения и ее повышение для групп населения с высокими доходами;

– переход от уравнительного предоставления социальной помощи к адресному выделению средств с ориентацией на остро нуждающихся. Для этого ввести учет доходов и заявительный порядок предоставления помощи, а также определить органы, ведущие эту работу, причем размеры помощи следует увязывать со степенью отставания среднедушевого дохода от прожиточного минимума;

– повысить дотации культурным учреждениям;

– финансировать здравоохранение с учетом потребностей персонала и населения;

– обеспечить потребности населения в жилье;

– создать систему сохранности личных сбережений граждан.

Необходимые меры по защите личных сбережений

Затягивание решения вопроса о создании механизма, позволяющего обеспечить сохранность вкладов граждан, имеет острый социальный характер, способный накалить и так нестабильную ситуацию в стране в связи с хроническими невыплатами заработной платы.

Необходимо отметить, что формально имеется ряд законодательных документов по вопросам защиты вкладов населения, но, несмотря на это, необходимо принятие срочных мер по защите интересов частных вкладчиков:

– усиление контроля со стороны ЦБ РФ всех кредитных организаций, привлекающих вклады населения;

– создание сберегательных институтов (с участием государства и крупных западных финансовых институтов), специализирующихся на привлечении вкладов;

– ужесточение требований ЦБ РФ к кредитным организациям, которые планируют получить лицензию на возможность привлекать вклады населения;

– разумное ограничение круга банковских и небанковских структур, занимающихся привлечением вкладов и денежных средств населения и постоянный контроль над их деятельностью;

– восстановление доверия к банковским структурам, контролируемым государством (Сбербанку России, Внешторгбанку и др.), выработка четких мер по выполнению этими структурами своих обязательств, гарантированность возврата вкладов золотовалютными резервами или другими материальными ценностями.

Потребность экономики России во внутренних и внешних займах, рост недоверия населения к финансовым институтам (государственным и негосударственным), а также наличие у физических лиц свободных денежных сбережений (по разным оценкам, до 70 млрд долл. США) делает проблему гарантированности сбережений населения одной из важнейших, требующей незамедлительного и продуманного решения.