Древняя Русь и Византия

Древняя Русь принадлежала к сфере влияния византийской православной цивилизации. Византия дала русским православную веру. Именно греческие священники на первых порах составили основу церковного клира, деятельность которого заложила фундамент русской православной духовной культуры, искусства, архитектуры, книжности. Византия дала уроки первых международных договоров, законодательства, идеологического учения о верховной власти.

О "росах" в Византии заговорили в IX в., когда они стали из-за Черного моря совершать нападения на византийские города. Первым упоминанием считается известие о нашествии росов на малоазийский город Амастриду в "Житии Георгия Амастридского". Часть ученых датирует его временем до 842 г., другие же видят в этом известии позднюю вставку, отражающие события 860 или даже 941 г. Более точные сведения относятся к 860 г., когда "народ рос" впервые напал на Константинополь (в русских летописях этот поход отнесен к 866 г.). В последующие годы киевские князья несколько раз приводили войска под стены столицы Византийской империи.

В русских летописях содержится подробный и красочный рассказ о походе Олега в 907 г., после которого он прибил свой щит на врата Царьграда. Греки сдались и в 911 г. подписали выгодный для Руси договор, текст которого помещен в "Повести временных лет". Договор считается первым международным соглашением Древней Руси. Проблема здесь только в том, что византийские источники не знают ни осады Константинополя в 907 г., ни капитуляции города перед войсками русов, ни даже самого факта заключения договора 911 г. и уж тем более его текста.

В то же время факт умалчивания византийских источников о делах "скифских варваров", как они по традиции именовали русов, не стоит преувеличивать. Как известно, византийцы умудрились в своих источниках "не заметить" такого события, как Крещение Руси в 988 г. Они уже считали русов христианами (ведь было же ранее крещение Ольги!), и потому акт отправки на Русь группы священников в 988 г. показался византийским историкам недостойным упоминания. Так же могло быть и с событиями 907–911 гг. Как показано С. М. Каштановым, М. В. Бибиковым и другими учеными, летописный текст договора 911г. несомненно содержит византийские юридические формулы X в., находит параллели в документации того времени, и следовательно, должен считаться подлинным. О походе Игоря в 941 г. имеются свидетельства византийских источников, хотя греческий текст договора 944 г. тоже не сохранился.

Договорами регулировались права русских купцов, вопросы юрисдикции по уголовным преступлениям, совершаемым иностранцами, проблемы пленных и пр. Сама тематика указывает на основную сферу отношений сторон: русов в первую очередь волновал их статус в чужой стране. Это говорило о масштабном проникновении славян в византийское общество, раз главным итогом военной победы стал договор о правах "иностранцев" в Византии.

Важным событием в двусторонних отношениях был визит в Константинополь русской правительницы княгини Ольги (ученые датируют его 946 или 957 г.) и оказанный ей торжественный прием. Ольга приняла Крещение, но это не привело к Крещению всей Руси.

Знаком налаживания отношений с Византией стало активное участие во второй половине X в. войск русов (как варягов, так и восточных славян) в византийских войнах в качестве наемников или союзников. Русы вместе с византийцами воевали против арабов на Кипре (961) и Сицилии (964). В 988–989 гг. дружина князя Владимира приняла участие в гражданской войне в Византии, оказав императору Василию II решающую помощь в подавлении мятежа "двух Вард" – Варды Фоки и Варды Склира. В конце X – первой половине XI в. в составе византийской армии успешно действовал русский корпус, принявший участие во многих сражениях византийцев.

"Бросая общий взгляд на деятельность русского корпуса, можно сделать вывод, что при его участии Василий II подчинил западную Болгарию, вернул Сирию, распространил свою власть на (считавшихся с турецкой угрозой) Армению и Грузию, удержал Южную Италию. Смерть настигла его в 1025 г. при подготовке похода на арабов в Сицилию; войско, включавшее русских, турок, болгар, влахов и других, уже стояло в Реджио. Можно думать, что для Руси ее корпус был важным средством влияния на правительства, заинтересованные в арабско-норманнско-сельджукской политике в Передней Азии и на Средиземном море. Следовательно, пожалуй, несколько преувеличено мнение о неучастии Руси в общеевропейском крестоносном движении.

Русь, конечно, знала круг земель, куда могла Византия направить корпус. Этот круг не изменился и при Ярославе Мудром, в годы начавшегося упадка Византии после смерти Василия II, когда ее стали теснить норманны и турки (печенеги и сельджуки), когда в ее войске вообще резко возросла роль наемников. В 1030 г. мы видим русских под Алеппо, в числе тех, кто спасает императора Романа III (1028–1034) от арабского плена; на следующий год они – в войске Георгия Маниака, овладевшего Эдессой на Евфрате, но в этом же году они возвращались из кавказского похода через, видимо, невраждебную им Византию; в 1034 г. “русские и прочая греческая сила” патрикия Никиты идут к Пергри (Баргири) – крепости на армянской границе. Корпус служил и императору Михаилу IV (1034–1041) – он сперва стоял во фракийской феме, а потом принимал участие в отвоевании Сицилии у арабов, а когда французские норманны в Италии вновь вышли из повиновения Византии, русский отряд участвовал в кровопролитном сражении с ними 17 марта 1041 г. при Малфи (Оливенте?). С 1036 г. печенеги вторгались через Дунай во владения Византии; их противоречия с ней оказались сильнее, чем с Русью, а в 1043 г. произошел и русско-византийский разрыв".

Активный военный этап противостояния Руси и Византии завершился крупной русско-византийской войной 970–971 гг. Борьба шла за территорию Болгарии. Киевский князь Святослав хотел основать здесь Дунайскую Русь. Византию совершенно не устраивал захват русскими Подунавья, и греки приложили все усилия, как военные, так и дипломатические, чтобы этого не случилось. И хотя в 971 г. был заключен русско-византийский мирный договор, на обратном пути в 972 г. Святослав погиб из-за интриг Византии, подговорившей печенегов напасть на его отряд.

После Крещения Руси ее статус в глазах Византийской империи меняется. Подчиненная Константинополю Русская епархия становится частью империи. Русским митрополитам присваиваются сенаторские титулы синкелла и протопроэдра. В списке имперских народов русы упоминаются наравне с половцами, т.е. Русская епархия считалась малозначительной (в списках епархий она занимала в разные годы от 41 до 62-го места). Однако империя не пыталась простирать на Русь свою политическую власть, понимая, что это не осуществимо. Русские правители также признавали церковную подчиненность своих владений Константинополю, но не распространяли эту зависимость на политический статус киевских князей.

Последняя (причем неудачная) русско-византийская война случилась в 1043 г., после чего окончательно стало ясно, что дальние походы на Константинополь морем и сушей невозможно организовать: слишком много риска и трудов. В 1046 г. был заключен мир, скрепленный браком сына Ярослава Мудрого Всеволода с дочерью императора Константина Мономаха Марией.

Во второй половине XI в. продолжается русское (варяжское и славянское) военное присутствие в византийской армии в качестве наемников. Они воевали в 1053 и 1074 гг. против сельджуков в Грузии, в 1057 и 1071 гг. – в Армении. В 1050 г. упоминается дружина росов, сражавшаяся на стороне Византии против печенегов, а ранее, в 1047 г., против норманнов в Сицилии. Однако постепенно русское участие в византийских вооруженных силах уменьшается. Ученые обычно связывают этот факт с завоеванием Англии норманнами в 1066 г., после чего в Византию, вытесняя на службе русов, начинают в большом количестве приезжать наемники из Англии и Скандинавии.

В XII–XIII вв. интенсивность контактов Византии с русскими землями не снижается, причем касаются они уже не всей Руси, а отдельных земель и княжеств (наиболее интенсивные связи были с Галицко-Волынской землей). Но это факт истории отдельных русских княжеств в период раздробленности.

Византия сыграла в истории Древней Руси огромную роль. Она выступала источником культурного влияния, книжным и церковным наставником. В то же время Русь не механически заимствовала, а творчески перерабатывала все культурные достижения, делая их достоянием своей, русской культуры.