Древняя Месопотамия (Междуречье)

Междуречье, или по-гречески Месопотамия, – регион, "остовом" которого является равнина между руслами Тигра и Евфрата, двух рек, впадающих в Аравийское море Индийского океана. Предки современных людей заселили Месопотамию приблизительно тогда же, когда и долину Нила, после чего, как и в доисторическом Египте, стали осваивать первые технологии, ведущие к превращению первобытного стада в организованные сообщества, где стали развиваться зачатки экономической жизни.

Сравнительные сопоставления Египта и Междуречья допустимы, так как точки отсчета истории этих цивилизаций относительно близки друг другу. При этом, несмотря на относительную географическую близость обоих регионов, на протяжении первых двух тысяч лет пока не найдено свидетельств прямых, информационно значимых контактов (если не считать возможных военных столкновений на периферии стратегической досягаемости начиная с последней трети 3-го тыс. до н.э.). Это позволяет разделить общее и особенное в генезисе обеих цивилизаций, и в том числе в их экономическом развитии.

При известных различиях в природно-географических характеристиках Египта и Междуречья, эти регионы имеют и немало общих черт. Наносные отложения двух рек обеспечили повышенную плодородность земель. Схожи и технологии, позволяющие извлечь максимальную выгоду из этого фактора: необходимость в ирригации, проведение которой предполагает мобилизацию масс людей.

Междуречье также было богато глиной, но в отличие от Египта не располагало большим количеством камня, пригодного для строительства. Основным материалом для построек Древней Месопотамии был кирпич из высушенной на солнце или обожженной глины. Из-за недолговечности построек из этого материала многие строительные достижения этой цивилизации до нас не дошли.

Еще одно различие наблюдается в этнической основе. Начиная с архаического периода древнего Египта и вплоть до Нового царства можно говорить о египтянах как об одной и той же нации, говорящей на одном языке, неизбежные диалектические различия которого нивелируются единством письменности. Со своей стороны, история Междуречья – это история разных народов, вытесняющих или поглощающих друг друга. Многие из них создавали устойчивые государства, но лишь Вавилонии удалось объединить их на время в "империю".

Шумеры и их предшественники

Шумеры могли быть либо прямыми потомками неолитических племен, "откочевавших" на несколько поколений из нажитых мест, либо пришлыми племенами, которые уничтожили либо абсорбировали автохтонное население Месопотамии.

Глина, которой изобилуют местные наносные отложения, предопределила кирпич как основную разновидность строительного материала и клинописные таблички как основной тип носителя информации. Этап возникновения письменности шумеры миновали почти что синхронно с египтянами (ок. 3400 г. до н.э.) – первые образцы рисуночного письма шумеров относятся к XXXIV в. до н.э., а образец XXXII в. до н.э. уже достоверно квалифицируется как одна из первых записей в истории человечества.

Кирпич-сырец широко использован уже при постройке древнейших городов шумеров (Киш, Урук и пр.). Крупнейшие их постройки, отождествляемые с храмами, были связаны не только с религией, но и с хозяйственной жизнью.

От хозяйственного учета в аналоговой форме к векселям "шуо́ати"

Внутри глиняных сосудов, хранившихся в святилище Инанны города Урук (XXVII–XXVI вв. до н.э.), были обнаружены миниатюрные глиняные фигурки – фляги меда, пива и молока, мотки шерсти или веревок и т.п. Количество фигурок внутри и их типы обозначались (с течением времени некоторые из этих знаков, изменившись, вошли в "клинописный алфавит") на внешней стороне емкостей; кроме того, сосуды были помечены оттисками личных печатей. Таким образом, в отсутствие не только денег, но и письменности, шумеры могли фиксировать соглашения, влекущие за собой обязательства в форме товаров или услуг.

При дальнейшем развитии этой учетной технологии появилась типовая форма клинописных табличек – шубати (shubati). На шубати записывались дата сделки, имена кредитора, должника; последний заверял факт получения своей печатью. Оформленные шубати могли либо сдавать на хранение в храм, либо помещать в опечатываемый сосуд. Ученые полагают, что вне храма шубати – фактически векселя – обращались и, таким образом, исторически первые деньги имели кредитную основу.

Шумер, как и архаический Египет, внешне предстает такой же "страной городов", древнейшей из форм цивилизуемого общинного расселения. Здесь на столь же обширных пространствах также насчитывается около 40 крупных (в несколько тысяч человек каждый) населенных пунктов. Они доминируют над окружающей их местностью, освоенной как ресурс пищи и сырья. Как и в классических полисах, их размер предопределен качеством доступного набора жизненных благ (плодородие земель, состав фауны и пр.) и технологиями их добычи, сохранения и воспроизводства. Верхний предел задают социально-демографические факторы, и не в последнюю очередь – управляемость сообщества при заданном потенциале надстройки с ее институтами власти.

Различия имеют место в качестве "геополитического окружения" обеих цивилизаций. Его составляют страны, характеризуемые демографическим ресурсом и уровнем производства, что складывается в некий военно-силовой и торговый потенциал. Он предопределяет разные формы взаимодействия с ними со стороны главного центра силы.

Северные и восточные пределы Египта выходили к морям. Со стороны Сахары низкий уровень развития сообществ и прогрессирующее ухудшение экологии снижали опасность, которую могли составлять для Египта потоки мигрантов и завоевателей.

Междуречье же открыто на все стороны света, кроме юга, с которого эту часть Азии омывает Индийский океан. Поскольку природные его условия благоприятнее, нежели на примыкающих к нему землях, а последние, в свою очередь, открыты в глубину континента, демографический потенциал ближайшего окружения Междуречья менее подвержен истощению. Это создает предпосылки раннего развития рабовладения: рабы упоминаются уже в документах, относящихся к культуре Джемдет-Наср.

После "потопа" (XXVIII в. до н.э.) на протяжении 100 лет в Шумере доминирует город Киш. В XXVII в. до н.э. Гильгамеш, эпический правитель царства Урук, присоединяет Киш. В XXV в. до н.э. Урук ослабевает, и его земли на следующее столетие подпадают под власть города Ур. К XXIV в. до н.э., когда в правление Эаннатума бо́льшую часть Шумера подчиняет себе город Лагаш, централизация страны кажется завершенной. Для Египта возвышение Лагаша синхронно пику развития Древнего царства (Пепн II).

Судя по набору средств производства, качеству и разнообразию пищи, одежды, предметов первой необходимости, уровень развития Египта и Шумера в этот момент кажется схожим. Впрочем, в Месопотамии более развиты сухопутные пути сообщения. Да и сам регион "компактнее" Египта.

Косвенное свидетельство использования колесного транспорта – наличие мощеных дорог. "Изобрести" колесо несложно, но не в каждой цивилизации затраты на строительство проезжей части и ее поддержание показывают безусловную экономию в сравнении с водным и вьючным транспортом. В Египте дело осложнял еще и дефицит природного материала для изготовления повозок.

В Египте этого времени не прослеживаются конфликты между духовной и светской властью, так как фараон является и верховным жрецом. Такое совмещение, видимо, проистекало из приоритетности экономической задачи, предполагавшей в том числе нивелирование региональных различий в производстве продуктов питания через централизованное перераспределение страховых запасов.

В раннем Шумере же центрами регулирования экономических процессов становятся храмы. Располагая основным средством производства, землей, жречество то и дело вступает в конфликт с царской властью.

Своего высшего политического могущества город Лагаш достиг в XXIV в. до н.э., когда царь Эаннатум (2450–2425 гг. до н.э.), реорганизовав армию (он ввел новое боевое построение), подчинил своей власти почти весь Шумер. Масштабная внешняя политика и внутреннее строительство требовали больших средств, для чего Эаннатум ввел сборы и повинности на храмовые земли. После его смерти итоги его военных побед были частично утрачены.

В раннем Шумере землей могли владеть и общины, и храмы, и правители со свитой.

Храмовая земля обрабатывалась зависимыми земледельцами. "Батракам" выдавали тягло и орудия труда, а труд их оплачивали продуктами. Доход от этой части земли формировал жертвенный, резервный и обменный фонды и отчасти шел на ОГЛАВЛЕНИЕ персонала: мелких администраторов, ремесленников и пр. Последние могли, кроме того, получить надел в кормление; индивидуально или на производственную группу. Храм мог отобрать надел или заменить его пайком. Сугубо на пайке сидели все мужчины-чернорабочие, ткачихи, пряхи, ухаживающие за скотом, а также их дети. Фактически они были на рабском положении; некоторых храм приобретал именно путем покупки. Однако дети рабынь впоследствии переводились в другую категорию работников. Храмы Лагаша, кроме того, сдавали часть земли издольщикам за ренту в размере от 1/8 до 1/6 урожая.

Помимо кладовщиков, писцов и другого "производственного персонала", обслуживавшего хозяйственные припасы, при храмах состояли профессиональные торговые агенты – тамкары. Своих тамкаров имели и правители.

Рабы привлекаются ко всем видам деятельности, от рытья каналов до охраны садов и полей от птиц. В периоды между походами за новыми пленными поручения на куплю-продажу рабов брали на себя тамкары.

По абсолютным масштабам богатства (земли, скот, подвластное население) отдельно взятые князья шумерских городов и тем более их вассалы (исаки) заметно уступали египетским номархам. Ювелирные изделия из золота, косвенно свидетельствующие о его выпадании в сокровище, малочисленны.

В 2318–2312 гг. до н.э. царь Уруинимгина предпринимает первый из известных на настоящее время в истории "пакет экономических и социальных реформ". Были отменены долговые сделки, а храмам двух божеств были возвращены ранее изъятые у них земли. Несколько сократились налоговые сборы и повинности, улучшено положение младшего жречества и более состоятельной части зависимых людей в храмовых хозяйствах.

В этот же момент истории (ок. 2318 г. до н.э.) Лугальзагеси, правитель соседнего города Уммы, пошел на Лагаш и разгромил его армию. Лагаш был разорен, его дворцы сожжены, и на короткое время город Умма стал центром объединенного Шумера. Позже господство над Шумером перешло к северному царству Аккад.

В документах из Шуруппака (город, доминировавший после падения Лагаша) медь, а затем серебро фигурируют уже как мера стоимости. Жилища и земля являются объектами купли-продажи; писец, оформлявший сделку, принимал платеж и распределял полученную сумму (за вычетом оплаты своих услуг) между основным продавцом и "едоками" – лицами, имевшими самостоятельные права на часть продаваемого имущества.