Древнейший (доимперский) Китай

Древнейшие очаги цивилизации возникли в Китае примерно в 6–5-м тыс. до н.э. Традиционно в истории Китая выделяют три крупнейших периода:

Доимперский Китай – династии/государства Ся, Шан и Чжоу, до 221 г. до н.э.;

Имперский Китай – династии Цинь (221–206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.);

Новый Китай – с 1911 г. по настоящее время.

Систематические археологические раскопки начались в Китае сравнительно недавно – в конце 1920-х гг. Вплоть до настоящего времени в древнейшую историю Китая продолжают вноситься уточнения. Так, была существенно изменена парадигма, по которой древнейший Китай ставился в один ряд с "речными цивилизациями" Двуречья и особенно Египта. Вплоть до периода Чжоу ни регулярных масштабных ирригационных работ, ни искусственного орошения в Китае не требовалось. Урожай здесь зависел прежде всего от дождей, причем скотоводство сыграло в становлении цивилизации не меньшую роль, чем земледелие.

Большую роль в развитии экономики древнейшего Китая сыграла хорошая обеспеченность медью и оловом. Условия для перехода позднепервобытных общин к металлургии бронзы создались на Центральной равнине примерно с 3-го тыс. до н.э. одновременно в нескольких очагах: в Северном Китае (бассейн р. Хуанхэ), а также в бассейнах рек Янцзы и Сицзяна. Благодаря этому сложившиеся здесь крупные этнические общности достаточно рано подошли в своем развитии к раннегосударственным структурам.

Бронзолитейное производство развивается в протогородских центрах. На площади 3–4 га, обнесенной широкими землебитными стенами, располагались крупные строения типа дворцов или общественных зданий, землебитные жилые постройки и ремесленные кварталы. Фундамент "дворца" площадью 100 м2 (культура Эрлитоу, район г. Лоян) имеет следы колонн и датируется 1700 г. до н.э. Сохранившаяся часть стен, окружавших поселение в Хэнани, достигает 9 м, а толщина у основания – 20-30 м.

Династия Ся

Ся (англ. Хга, 2205–1766 гг. до н.э.) – первая в четырехтысячелетнем цикле 25 династий в традиционной историографии. Главным городом условно считается Эрлитоу, по которому называется синхронная этому периоду (XXIV–XV вв. до н.э.) наиболее ранняя из бронзовых культур Северного Китая. Уровень техники литья Эрлитоу – далеко не самый ранний этап металлургии бронзы, по предшествующие образцы пока не найдены.

Из конфуцианских текстов следует, что уже в эту эпоху китайцы научились ткать шелк из коконов, свиваемых гусеницами тутового шелкопряда.

Династия Шан

История государства Шан-Инь (1766–1122 гг. до н.э.) ведет отсчет от легендарной битвы при Миньтяо, которая положила конец смуте, вызванной тираническим правлением Цзе. Сильнейшее из племен, Шан, разгромило восставшие против Ся племена Вэй, Гу и Куньу. Царь шанцев Тан пленил Цзе и основал свою династию.

Начато китайской археологии положили раскопки 1928–1937 гг. объекта Иньсюй (букв, развалины Инь) – последней из столиц Шань-Инь, находившейся возле г. Аньян. В захоронении Фу Хао, одной из жен 21-го правителя династии по имени У Дин (1250–1192 гг. до н.э.), было обнаружено 165 сосудов и 271 единица оружия, инструментов и других бронзовых изделий общим весом 1,6 т. Кроме того, из этой, далеко не самой крупной, гробницы извлекли 110 предметов из мрамора, бирюзы и других камней, 3 чаши из слоновой кости, 564 изделия из резной кости и многое другое.

Погребение знати сопровождалось массовыми человеческими жертвоприношениями (до 1500 чел. единовременно). Захоронения обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками занимают целые поля, а отрубленные головы в соседних ямах исчисляются тысячами. Колесницы с лошадьми и возничими закапывали отдельно. Расовая неоднородность черепов свидетельствует о широком географическом масштабе военных экспедиций.

Одно из значений иероглифа "шан" – торговать. Хотя, как и в Египте, в Китае долгое время господствовала государственная распределительная система товарообмена, уже в государстве Шан появляются деньги. Наряду с раковинами каури, игравшими роль денег в других культурах, здесь найдены и бронзовые их имитации. О наличии "международной" торговли свидетельствуют не только каури, поступавшие с морского побережья. В обмен на изделия из бронзы шан-инцы получали олово и медь из бассейна Янцзы, а из Синьцзяна – золото и яшму.

Совершенствование бронзового литья предполагало поиск наилучших формовочных огнеупорных керамических материалов. В результате в эпоху Шан-Инь был изобретен селадон – керамика, покрытая специфичной для нее зеленоватой глазурью.

Набор зерновых культур включал различные виды пшеницы, ячмень, сорго, черное и желтое просо, а также коноплю со съедобными зернами. Выращивались садово-огородные культуры. Шелкопряд был к этому уже был "одомашнен", и для его разведения повсюду выращивали тутовые деревья.

Общинники Китая рассматривались как "братский коллектив" (чжунжэнь) и участвовали в формировании общественного страхового, обменного, семенного и жертвенного фонда. Для работы на царских полях, урожай с которых поступал в этот фонд, им выдавали казенный инструмент (на складах хранились тысячи каменных серпов и других земледельческих орудий). Эти работы считались не повинностью, а общественно полезным трудом. Руководство ими со стороны оракула придавало этому труду вид ритуально-магического обряда, который обеспечивал плодородие на всех полях страны.

Во время войны каждый общинник становился воином, причем погребали их вместе с личным оружием. В результате длительных войн с кочевниками государство Шан-Инь ослабело, стало расти недовольство властью. В 1122 г. до н.э. в ответ на жестокость и несправедливость правителя по имени Ди Синь против него было поднято восстание. В битве при Муе успех оказался на стороне восставшего вассального племени Чжоу. Ди Синь покончил жизнь самоубийством, его потомки были поставлены князьями во владении Суп, а вождь победителей, У Ван, перенес столицу на запад, в г. Хао.