ВВЕДЕНИЕ

В XX веке, в результате исключительно быстрого развития цивилизации и роста антропогенного воздействия на окружающую среду, глобальная экологическая угроза проявилась в четко регистрируемых феноменах - прежде всего в беспрецедентно быстром изменении содержания химических веществ в природной среде (например, накопление "парниковых газов" и истощение озонового слоя) и преобразовании естественной среды обитания в искусственную - техногенную. Это вызвало нарушение биохимического круговорота биогенов и других химических веществ и, как следствие, сокращение биоразнообразия в природе. В результате такие возобновляемые ресурсы, как пресная вода, почвы, многие виды биоресурсов суши и моря перестали воспроизводиться в пределах прежних естественных колебаний. Наблюдающиеся наряду с этим антропогенное изменение климата, приводящее к росту числа и масштабов стихийных бедствий, проявление распада генетических программ человека, появление новых болезней и другие негативные явления приводят к пониманию того, что поступательное развитие цивилизации невозможно без формирования соответствующей культуры безопасности во всех сферах жизнедеятельности людей.

Более полувека мир живет без глобальных военных конфликтов, опустошительные последствия которых надолго остаются в памяти людей, однако, и в условиях относительного мира человечество несет огромные потери, связанные с локальными военными конфликтами, стихийными бедствиями, политическими и социальными коллизиями, а в последние годы - с крупными промышленными авариями и террористическими актами.

Все вместе взятые проявления нестабильности способствуют серьезному обострению экологической ситуации и угрожают безопасности человека. Людские жертвы от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических акций сопоставимы с потерями от локальных войн.

Достаточно сказать, что только за последние 20 лет в XX веке пострадало более 900 млн человек, включая более 200 тыс. погибших, а ежегодный материальный ущерб в мире исчисляется в размере более 150 млрд долларов.

Сегодня, характеризуя современное общество, обычно отмечают неуклонный рост количества и масштабов негативных последствий различного рода аварий, социально-политических и других кризисных явлений, которые все чаше относят к чрезвычайным ситуациям (ЧС), влияющим на социальные, экономические, политические и другие процессы в обществе. Они приводят к локальным (иногда драматическим) сбоям в размеренном функционировании общественных институтов государства. Тот порог системной адаптации, которая позволяет обществу демпфировать отклонения от допустимых значений характеристик и сохранять при этом свое качественное ОГЛАВЛЕНИЕ, по-видимому, к началу XXI века уже пройден. Это требует принятия мер по формированию нового общественного мнения, пересмотру некоторых основополагающих принципов и организационных подходов к обеспечению безопасности жизнедеятельности. В ближайшее время настоятельно требуется преодолеть:

технократическое мышление подавляющей части руководителей экономической, политической и производственной сфер общества. Следствием такого мышления являются нарастающая деградация окружающей среды, нарушение естественного баланса природных процессов и равновесия самой системы "человек - общество - природа";

недостаточный уровень образованности населения по вопросам безопасности жизнедеятельности и поведения в условиях чрезвычайных ситуаций;

просчеты в выборе и проектировании новых технологий, поскольку в них доминирует принцип экономической целесообразности. Характерным при этом остается стремление экономить за счет обеспечения надежности оборудования и повышения уровня его безопасности;

усиление взаимодействия и взаимосвязи между чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Все чаше стихийные бедствия, будучи внешними по отношению к инженерно-технологической инфраструктуре, порождают возникновение техногенных катастроф;

возрастание роли человеческого фактора в возникновении техногенных катастроф. По оценкам экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на атомных электростанциях, 80% авиакатастроф и свыше 80% катастроф на море. Еще выше этот показатель для автодорожных аварий, в том числе - при перевозке опасных грузов. К этому фактору добавляются причины, характерные для современного кризисного состояния России. Среди них: разрыв хозяйственных связей, падение технологической дисциплины, снижение квалификации кадров, прогрессирующий износ средств производства и техники, рост стрессовой нагрузки на граждан из-за снижения жизненного уровня и нестабильности.

Несоответствие существующих принципов и тенденций функционирования социально-экономических и социально-политических структур общества сложившимся реалиям обусловливает в обществе потребность в системном решении возникающих проблем, отдавая приоритеты образованию как важнейшему элементу, формирующему мировоззрение подрастающего поколения.

Повышение уровня защищенности общества от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий возможно на основе тщательно проработанной и организованной непрерывной системы образования и воспитания. При этом особое значение принадлежит образованию в системе технических университетов и институтов, где достигнутый в процессе обучения уровень компетенции и профессионализма учащихся найдет свое отражение в их производственной деятельности. Глубокое и всестороннее изучение проблем безопасности жизнедеятельности в условиях ЧС должно находить свое выражение во всех элементах учебного процесса: от лекционного курса и практических занятий до разработок в дипломном проекте.

В нашей стране в конце XX века внедрена новая дисциплина "Безопасность жизнедеятельности", которая изучается во всех образовательных учреждениях страны и направлена на формирование у учащихся нового мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа - безусловного приоритета безопасности при решении любых задач, связанных с жизнедеятельностью человека. Особенно это затрагивает область знаний, изучающую чрезвычайные ситуации современного мира, концептуальные основы которых формируются в настоящем учебном пособии.

Очевидно, что изучение раздела "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" курса "Безопасность жизнедеятельности" направлено на формирование твердых установок на достижение личной и коллективной безопасности, приобретение навыков прогнозирования, распознавания и оценки опасных ситуаций во всех сферах человеческой деятельности.

В предлагаемом учебном пособии представлен учебный материал, который, с одной стороны, учитывает новый методический подход в обучении студентов проблематике ЧС, сформированный с учетом современных реалий, а с другой стороны, достаточно полно реализует новый научный подход к изучаемой тематике.