Древнерусское законодательство. Правда Русская

Первые сведения о древнерусском законодательстве относятся к X в. В русско-византийских договорах 911 и 944 гг. упоминается некий "Покон (Закон) Русский".

В русско-византийских договорах "Закон Русский" лишь упоминается, кроме того, сам текст договоров дошел только в летописной версии и труден для изучения. Никаких других сведений о древнерусском законодательстве X в. не существует. Видимо, перед нами указание на обычное право, или, по выражению В. О. Ключевского, "юридический обычай". Это было законодательство, еще не фиксированное письменно и основанное на обычае, традиции (отсюда и название – "обычное право").

Следующим этапом развития древнерусского законодательства стала кодификация права русскими князьями. Благодаря этому возникла Правда Русская.

Правда Русская (Русская Правда) – комплекс письменных древнерусских светских законодательных памятников. Выделяют различные редакции Правды Русской: Краткую; Пространную; Сокращенную. Все названия редакций и их частей носят условный, историографический характер.

Состав редакций Правды Русской

Краткая Правда:

Древнейшая Правда, ст. 1–17 (18), комплекс статей, легализующих кровную месть, принцип талиона (равноценного воздаяния за причиненный ущерб), вводящих наказания за преступления против чести и физического здоровья человека, защищающие право владения движимым имуществом (конь, оружие, рабы). В силу специфичности статей в историографии она иногда называется "кодексом дружинной чести";

Правда Ярославичей, ст. 19–41, комплекс статей, касающихся вопросов защиты людей княжеского двора и княжеского хозяйства, имущественных прав землевладельцев, размера пошлин судебным исполнителям (княжеским дружинникам и самому князю). В силу тематики статей в историографии она иногда называется "домениальным уставом", хотя вопрос о том, как соотносится описанное в Правде Ярославичей хозяйство с княжеским доменом, остается открытым;

– Покон вирный, ст. 42, статья, определяющая размер корма, который взимал с населения для своего пропитания во время исполнения своих служебных обязанностей сборщик уголовных штрафов – вирник;

Урок мостникам, ст. 43, статья, определяющая размер выплат за ремонт мостов и деревянных настильных мостовых.

Возникновение Древнейшей Правды большинство исследователей (Μ. Н. Тихомиров, Д. В. Черепнин, А. А. Зимин, М. Б. Свердлов и др.) связывают с Новгородом и политической борьбой на Руси в 1015–1016 гг. После первой победы над Святополком в 1016 г. новгородский князь Ярослав (будущий Ярослав Мудрый) награждал своих воинов, "и отпусти их всех домой, и дав им правду, и устав списав, тако рекши им: По се грамоте ходите, якоже списах вам, такоже держите. А се есть Правда Русская..."

Более сложен вопрос о времени появления второй части Краткой Правды – Правды Ярославичей. Некоторые исследователи считали, что принятие нового кодекса произошло сразу после смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. (В. И. Горемыкина). Высказывалась гипотеза о съезде Ярославичей в 1072 г. (П. В. Голубовский, Μ. Н. Тихомиров, М. А. Дьяконов, С. В. Юшков, Л. В. Черепнин и др.), на котором якобы и была принята вторая часть памятника. Наконец, некоторые исследователи (М. Б. Свердлов, Б. А. Рыбаков, А. А. Зимин и др.) относят время появления многих юридических норм второй части Краткой Правды еще к правлению Ярослава Мудрого (1018–1054).

Относительно времени появления Пространной Правды ученые не пришли к единому мнению. Были названы датировки XI–XIII вв„ но редактирование памятника, видимо, продолжалось вплоть до XV в.

Состав редакций Правды Русской Пространная Правда:

Суд Ярослава Владимировича (ст. 1–52):

статьи о наказаниях за убийство, разбойтяжкие преступления, о размерах штрафов и судебных выплат, судебных процедурах, ст. 1–22;

статьи о наказаниях за физические увечья и причинение вреда здоровью, ст. 23-31;

статьи о преступлениях против чужого имущества, о кражах, порче имущества, о следственных и судебных процедурах, применяемых к таким правонарушениям, ст. 32–49;

статьи, регламентирующие выплату процентов по долгам ("резон"), ст. 50-52;

Устав Владимира Всеволодовича (ст. 53–121):

статьи о резах, ст. 53–55;

статьи о закупах, ст. 56–62, 64, 66;

статьи о холопах, ст. 63, 65, 66, 85, 98, 110–121;

статьи о наказаниях за физические увечья, ст. 67, 68, 78;

статьи об охране промыслового имущества {бортей, перевесов) и межевых знаков, ст. 69–73, 75, 76, 80;

статьи, устанавливавшие судебные пошлины {"уроки судебные"), ст. 74, 85-88, 107-109;

статьи об охране имущества землевладельца, его хозяйства, ст. 77, 78, 79, 81-84;

статьи об убийствах и смерти людей с низким социальным статусом (жены, рабыни, смерда), ст. 88–90;

статьи о наследственном праве, ст. 90–95, 98–106;

статья, определяющая размер корма строителям города ("уроки городнику"), ст. 96;

статья, определяющая размер корма строителям мостов и мостовых ("уроки мостнику"), ст. 97.

"Правда Русская" является главным источником изучения правовой системы средневековой Руси, социальной и экономической истории русского Средневековья. Наши знания о социальной и правовой системе Древней Руси основаны главным образом на этом источнике.

Кроме Правды Русской, существовали и другие законодательные памятники. Князьями выдавались уставные грамоты (уставы), регулировавшие церковное право на подвластной им территории. Оригинальные ранние тексты уставов до нас не дошли, хотя историографическая традиция приписывает первые грамоты такого рода князьям Древней Руси – Владимиру Крестителю (Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных) и Ярославу Мудрому (Устав князя Ярослава о церковных судах). Несмотря на то что эти законодательные памятники сохранились в поздних редакциях, по ним можно с оговорками судить о том, какие юридические вопросы были в центре правовой и судебной деятельности княжеской власти и церкви в древнерусский период.

Состав Устава Владимира

Оленинская редакция

Ст. 1–2: провозглашается принадлежность русской церкви к православной христианской, кратко излагается история Крещения и его преемственность из Византии.

Ст. 3: вводится десятина – сбор в пользу церкви десятой части всех доходов. Ст. 4–8, 10–11: церковные люди (приводится их перечень) освобождаются из-под юрисдикции светского суда.

Ст. 9: вводится церковный суд и определяется сфера его компетенции. Это дела в области семейного права, нравственности (дела о разводах, внебрачных половых связях, выкрадывании невесты, изнасилованиях, имущественных спорах в семье, непочтении отца и матери, нарушении запрета брака между родственниками) и преступления против веры (дела о колдовстве, магическом каннибализме и т.д.).

Синодальная редакция

Ст. 1–2: провозглашается принадлежность русской церкви к православной христианской, кратко излагается история Крещения и его преемственность из Византии.

Ст. 3, 13: вводится десятина – сбор в пользу церкви десятой части всех доходов. Ст. 4–8, 10–12, 14, 16–19: церковные люди (приводится их перечень) освобождаются из-под юрисдикции светского суда.

Ст. 9: определяются преступления, подлежащие юрисдикции церковного суда. К перечню из Оленинской редакции добавлены преступления в виде языческих верований, волхования, надругательства над церковью, половых сношений с животными, абортов и т.д.

Ст. 15: на церковь возлагается обязанность хранить эталоны мер и весов.

Состав Устава Ярослава

Краткая редакция

Ст. 1 – декларация о принятии устава.

Ст. 2–3, 7 – об изнасиловании.

Ст. 4–6, 8, 18 – о внебрачной половой связи, о незаконнорожденных детях.

Ст. 9–11, 17 – о разводе.

Ст. 12, 14, 15, 19–23 – о незаконных половых связях между родственниками. Ст. 16 – 0 двоеженстве.

Ст. 24, 33 – о самоубийстве девки в случае насильной выдачи замуж.

Ст. 25 – об оскорблении женщин бранной лексикой.

Ст. 26 – о пострижении головы женщинам или бороды мужчинам.

Ст. 13, 27, 28 – о вреде имуществу.

Ст. 29–32 – о физическом насилии в семье.

Ст. 18, 34, 35 – об аморальном поведении монахов и монахинь (разврат, пьянство).

Ст. 36 – об уходе из монашества.

Ст. 37–39 – о полномочиях и статусе церковного суда.

Пространная редакция

Ст. 1 – декларация о принятии устава, о церковном суде, о десятине, об освобождении церковных людей от налогов.

Ст. 2–3 – об изнасиловании.

Ст. 4–8 – о внебрачной половой связи, о незаконнорожденных детях.

Ст. 9–12, 18, 53 – о разводе.

Ст. 13–16, 22–28 – о незаконных половых связях между родственниками.

Ст. 17 – о двоеженстве.

Ст. 19, 51 – запрет половых сношений православным людям с иудеями и мусульманами.

Ст. 49, 50 – запрет других форм общения с иноверцами и отлученными от церкви (совместного потребления пищи и т.д.).

Ст. 20, 44–48, 52 – об аморальном поведении попов, монахов и монахинь (разврат, пьянство, неправильное проведение церковных служб).

Ст. 21 – запрет половых сношений с животными.

Ст. 29 – о самоубийстве девки в случае насильной выдачи замуж.

Ст. 30 – об оскорблении женщин бранной лексикой.

Ст. 31– о пострижении головы женщинам или бороды мужчинам.

Ст. 32–37 – о вреде имуществу, о кражах, в том числе внутри семьи.

Ст. 38 – о жене-колдунье.

Ст. 39–43 – о физическом насилии в семье.

Ст. 54–55 – о невмешательстве светского суда в юрисдикцию церкви.

Княжеские уставы являются главным источником изучения истории Русской православной церкви, моральных норм и семейных ценностей русского общества, особенностей его повседневной жизни в Средневековье.