Лекция 4. ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРОНОГРАФЫ И ЛЕТОПИСИ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• корпус источников по всеобщей истории в древнерусской книжной традиции;

• историю русского летописания;

• взаимоотношения основных летописных источников по истории России;

• историю изучения русских летописей;

• основные памятники древнерусской хронографии;

уметь

• атрибутировать древнерусское хронографическое сочинение;

• определять дату создания редакции Русского хронографа;

• составлять научное описание летописи;

• определять источник летописного известия;

владеть

• основной терминологией древнерусской хронографии;

• терминологией летописеведения.

Ключевые термины и понятия: хроника, хронограф, хронограф особого состава, хронографический сборник, летопись, летописец, летописный свод, "Повесть временных лет", Нестор, летописи Лаврентьевская, Ипатьевская, Радзивилловская, Новгородские I и IV, Софийские I и II, Ермолинская, Никоновская, Воскресенская, Летописец начала царства, патриаршее летописание XVII в.

Хронографы

Хронографами, хронографическими произведениями в отечественном нарративе называют летописные произведения, посвященные всеобщей истории, иногда с включением истории русской, а иногда без упоминания о ней. Значительная часть хронографов излагалась на основе Ветхого Завета, поэтому хронографические произведения оказываются близки к библейским книгам. Поскольку в средневековой России до конца XV в. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна, по хронографическим текстам древнерусские люди знакомились нс только с текстами древнейшей истории человечества, но и с ОГЛАВЛЕНИЕм Ветхого Завета.

Хронографические произведения разделяют на хроники и хронографы. Под хрониками понимаются сочинения византийских авторов, впоследствии переведенные на церковно-славянский язык. Хронографами называют компиляции, составленные на Руси. Таким образом, отличие этих двух групп источников исключительно терминологическое.

С византийскими хрониками на Руси познакомились еще в XI в. Хроники Георгия Амартола (846–847) и Иоанна Малалы (VI в.) стали образцом исторического повествования для русских летописцев. Кроме обширных греческих хроник древнерусский читатель был знаком с жанром так называемых малых хроник. Одна из них, "Летописец вскоре" патриарха Никифора, получила в древнерусской письменности широкое распространение. Составленный в IX в. константинопольским патриархом Никифором, этот хронографический текст представляет собой перечень имен библейских, римских и византийских патриархов, царей в хронологической последовательности с указанием времени правления и основных событий, случившихся во время каждого упоминаемого правителя. Изложение событий доведено до 829 г. – года смерти патриарха Никифора.

В XVII в. культурные связи России с греческим миром деятельно развивались. Следствием этого стали русские переводы новогреческих хроник, составленных уже в XVI–XVII вв. Таковы Хроника Дорофея Монемвасийского и Хроника Матфея Кигалы, написанные на разговорном новогреческом языке и переведенные в XVII в.

Уже в домонгольское время на основе переводных греческих хроник русские книжники начали составлять свои компиляции – обзоры всемирной истории, иногда с включением событий истории русской. Самая ранняя хронографическая компиляция из составленных на Руси – Хронограф по великому изложению. Традиция таких компиляций завершилась составлением в 1520-е гг. Русского хронографа, в котором русская история заняла свое место во всемирном историческом процессе.

Первоначальную редакцию Русского хронографа называют Хронограф 1512 г.

Справка

Первая редакция Русского хронографа состоит из 208 глав. В главе 161 "О отложении мяса иноком", посвященной вопросу монашеского поста, т.е. тому, с какого времени монахи перестали употреблять в пищу мясо, приведен расчет лет до современности, до момента составления текста хронографа: "Подвижьнии убо отци изначала мяса не ядяху, нецыи же глаголют, яко на пятом соборе отложено, но не обретается сие ни в котором соборе. Феодор Студит был по седмом соборе за седмьсот лет без дванадесято до скончания седмыя тысяща, а до сих времен за семь сот, как был Феодор Студит, и он пишет во своем уставе: “На братию мясо на Успение Богородица на братию заклати два вола”. Аще бы на котором соборе отложено, и он бы того не повелевал, ни писал во уставе" (т.е. 7000 – 680 = 6320 + 700 – 5508 – 1512). Если произвести подсчеты, то получается, что первая редакция Русского хронографа была составлена в 1512 г., поэтому она и получила название Хронографа 1512 г.

Есть основания считать, что в действительности первоначальная редакция Русского хронографа была составлена несколько позднее, в 1516– 1522 гг. Место создания определяется точно: это Иосифов Волоколамский монастырь, ставший в XVI в. одним из основных центров исторической книжности Московского государства. Один из самых ранних списков Хронографа 1512 г. был написан в 1538 г. по заказу старца Волоколамского монастыря, известного книжника Досифея Топоркова, в котором предполагают составителя или инициатора создания Русского хронографа.

В основе Русского хронографа лежат многочисленные источники: библейские книги, Летописец Еллинский и Римский, Хроники Константина Манасии, Паралипоменон Зонары, "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, жития Иоанна Предтечи, сербских и болгарских святых. История России изложена по летописи, близкой к Симеоновской летописи и Сокращенному летописному своду 1495 г. Повествование заканчивается завоеванием Константинополя турками в 1453 г. Таким образом, первая редакция Русского хронографа – завершенное произведение, повествующее о всемирной истории от сотворения мира до падения Византии. Впоследствии этот текст неоднократно переделывался. Известны следующие редакции Русского хронографа: 1) Редакция 1512 г.; 2) Редакция западнорусская; 3) Пространная редакция с двумя разновидностями – редакциями 1599 и 1601 гг.; 4) Редакция 1617 г. основная; 5) Редакция 1617 г. распространенная; 6) Редакция 1620 г. с тремя разновидностями- разрядами.

Исследователи выделяют также хронографы особого состава, которые представляют собой компиляции по всеобщей и русской истории, созданные с привлечением редакций Русского хронографа, где последние, однако, не играют определяющей роли. Наиболее известными хронографами особого состава являются Хронограф астраханского архиепископа Пахомия, Хронограф Сергея Кубасова и Хронограф в 410 глав.

Хронограф астраханского архиепископа Пахомия был составлен в 1650 г. Пахомий пишет, что в 1649 г. задумал написать свое произведение и в течение года делал выписки из различных источников, а потом поручил иеромонаху Мисаилу собрать из них единый текст.

Хронограф состоит из двух частей. Первая часть, включающая семь разделов, посвящена всеобщей истории и оканчивается падением Константинополя в 1453 г. Ее источниками в основном послужили Хронограф редакции 1617 г. и Сказание Ивана Пересветова о падении Царьграда. Вторая часть повествует о русской истории с древнейших времен до середины XVII в. Она составлена на основе Степенной книги, Хронографа редакций 1617 и 1620 гг. События 1619–1650 гг., как полагают исследователи, описаны самим архиепископом Пахомием, который высказывает свое отношение к событиям послесмутного времени. Так, вину за поражение в русско- польской войне 1634 г. автор возлагает на патриарха Филарета.

Хронограф Сергея Кубасова (тобольского сына боярского, автора второй половины XVII в.) состоит из трех частей. Первая часть, собственно хронографическая, составлена на основе Хронографа редакции 1512 г. Вторая часть, летописная, содержит известия по русской истории с древнейших времен до 1492 г. В этой части читается ряд уникальных известий по истории России XV в. Они касаются борьбы за власть между сыном

Ивана III Василием (будущим великим князем) и внуком Дмитрием. Третья часть Хронографа Кубасова представляет собой Повесть И. М. Катырева-Ростовского о Смутном времени. В. К. Зиборов доказал, что все три части Хронографа Кубасова существовали уже в первой половине XVII в. Таким образом, Кубасов предстает лишь как компилятор.

Из хронографов особого состава следует также выделить Хронограф в 410 глав, в котором русская история изложена по степеням, как в Степенной книге, которая и явилась одном из основных источников данной редакции в части, повествующей о русской истории.

в действительности хронографов особого состава гораздо больше, чем известно научной литературе. Они до настоящего времени остаются неописанными, неизученными и, как следствие этого, малоизвестными.