Лекция 2. Древнеиндийская философия

Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах – ведах. Веды (табл. 6) формировались во второй половине II – начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме[1].

Таблица 6

Веды

Название

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Ригведа

Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам

Самаведа

Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений)

Яджурведа

Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы

Атхарваведа

Собрание заклинаний, обращенных к богам, демонам, духам и т.п.

В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути) (табл. 7), все эти книги считались "богооткровенными", т.е. полученными людьми от богов.

К священным текстам примыкает литература смрити – различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной – это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр литературы смрити – сутры[2]. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.

Таблица 7

Система священных текстов (шрути)

Тип текстов

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ

Веды

Гимны и заклинания, описания ритуалов

Брахманы

Комментарии к ведам

Араньяки (книги лесных отшельников)

Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников

Упанишады (сидение у ног учителя для постижения сокровенного знания)

Религиозно-философские тексты

Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими Упанишадами[3].

К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятия "пуруша", "рита" и "сансара".

Пуруша – в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза – солнце, из другого – Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша – это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.

Рита – это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей[4]. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это всего лишь проявление риты. При этом рита – это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.

Сансара буквально означает "прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение". Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело человека, животного, растения или даже бога.

В упанишадах в роли бога – творца мира фигурирует бог Брахма (и), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как "карма" и "сансара". Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия "риты".

Карма – это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму – улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие "кармы" использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку (табл. 8).

Таблица 8

Происхождение и сущность кармы

Происхождение и сущность кармы

Школы

Закон кармы устанавливается богом,

бог сотворил мир в соответствии с законом кармы

Ньяя, вайшешика

Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру

Буддизм, джайнизм, саикхья, миманса

Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба – это результат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению – уходу от власти кармы.

Школы индийской философии. Примерно с VI в. до н.э. начинается процесс развития древнеиндийской философии и становления различных школ и направлений. В качестве основных принято выделять девять; они делятся на ортодоксальные и неортодоксальные (схема 9).

Ортодоксальными называются те школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. Среди ортодоксальных выделяют школы, которые базиру-

Схема 9. Древнеиндийская философия

ются только на ведах – миманса и веданта, а также школы, которые кроме вед признают еще и иные источники знания: ньяя, вай- шешика, санкхья и йога.

Необходимо отметить, что веданта как самостоятельная школа сформировалась значительно позднее других ортодоксальных школ – к VII–VIII вв. н.э., т.е. в эпоху Средневековья. В эпоху Древнего мира можно говорить только о существовании предпосылок веданты (в виде текстов упанишад, Бхагавадгиты и т.д.), поэтому изложение философии веданты дается в Части II.

Неортодоксальными называются те школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках; это буддизм, джайнизм и чарвака.