Древнегреческая и римская мифология

Животворящим источником античного искусства и литературы была мифология, необычайно богатая, красочная, образная и человечная. Мифы составляют ценнейшую часть литературного наследия ранних эпох древнегреческой цивилизации.

Разные типы дорелигиозного и религиозного мышления сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Миф - первая форма рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения и объяснений. Миф превращает хаос в космос, создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, выражает его в простой и доступной схеме, которая могла претвориться в магическое действие как средство покорения непостижимого. Интерпретация универсума мифа антропоморфна: он наделяется теми качествами, которые окрашивают бытие индивида в его взаимосвязи с другими людьми. Отсутствие субъект-объектной оппозиции, изначальная нерасколотость мира также специфичны для мифологии. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. Символическое воображение продуцирует образы, воспринимаемые как часть действительности. Боги древнегреческого и римского пантеона столь же реальны, как и олицетворяемые ими стихии.

По верованиям древних греков, во Вселенной некогда существовал изначальный бесформенный Хаос, из которого постепенно выделялось два божества: Эрос-любовь и Гея-Земля. Затем появились Тартар - вечная подземная тьма, Ночь и День, Небо, Горы и Море. От брака Геи и Урана (Неба) родилось старшее поколение богов, титанов и могучих сторуких великанов гекатонхейров. Они сотворили Солнце, Луну, Зарю и Ветры. Могущественнейший из титанов Кронос (Время) отнял власть у своего отца Урана и породил в союзе с Геей младшее поколение богов. Вскоре власть над миром перешла к сыну Кроноса - Зевсу (римск. Юпитер). С заоблачной вершины Олимпа (высочайшая гора на Балканском полуострове) Зевс-громовержец совместно с братьями и рожденными от брака с Герой (римск. Юнона) - покровительницей семейного очага и всего живущего - божествами повелевает людьми и природой. Рядом с Зевсом на Олимпе восседают Артемида (римск. Диана) - богиня охоты, целомудрия и чистоты; Афина (римск. Минерва) - богиня мудрости и воинской доблести; Афродита (римск. Венера) - богиня любви и красоты; Apec (римск. Марс) - бог кровавых войн и насилия; Аполлон (римск. Феб) - бог света и разума, покровитель искусств, которыми он управляет с помощью девяти сестер-муз; Дионис (римск. Вакх) - бог плодородия, вина и веселья; Гефест (римск. Вулкан) - бог огня и кузнечного ремесла; Посейдон (римск. Нептун) - бог морей и океанов; Гермес (римск. Меркурий) - бог торговли; Аид (римск. Плутон) - бог подземного царства мертвых. В союзах между собой и смертными женщинами боги-олимпийцы породили новых богов, полубогов и героев, сказания о которых составляют обширные циклы мифологии.

Наряду с мифами в Древней Греции существовали различные гимны, песни, заклинания, а во время праздников в честь богов плодородия устраивались массовые шествия и магически-мимические представления, из которых впоследствии возникли античный театр и драматургия.

Классические литературные жанры Древней Греции. Древнегреческий героический эпос

Величайшие памятники европейского эпического творчества - поэмы "Илиада" и "Одиссея". Они традиционно приписываются легендарному певцу-сказителю (аэду) Гомеру, который, по преданию, первым стал объединять короткие исторические и героические песни в обширные эпические поэмы. Слепому поэту Гомеру приписывалось также создание целого цикла гимнов и норм классического гекзаметра.

Отсутствие достоверных сведений о личности Гомера, времени и месте возникновения знаменитых поэм - основная причина так называемого гомеровского вопроса. Одни ученые отрицают индивидуальное авторство поэм, считая их результатом коллективного творчества народа; другие полагают, что "Илиаду" создал Гомер, а "Одиссею" - иной автор; третьи считают, что Гомер создал лишь небольшую поэму, в дальнейшем дополненную новыми эпизодами и т.п. Полная ясность в эти сложные вопросы вряд ли будет когда-либо внесена, но вполне очевидно, что "Илиада" и "Одиссея" - результат творческой обработки старинных народных преданий каким-то одним гениальным поэтом.

"Илиада" и "Одиссея" сюжетно связаны с чрезвычайно популярным в Древней Греции мифологическим циклом о Троянской войне, происходившей предположительно в XIII в. до н.э. Реальной ее причиной (войны материковых и островных древнегреческих племен с небольшим государством Троей (Илионом), расположенным на берегу нынешнего Дарданелльского пролива), несомненно, было экономическое и политическое соперничество. Но действительные причины и события Троянской войны были героизированы или подвергались мифологизации.

Художественное и историческое значение гомеровских поэм невозможно переоценить. Обе они имели исключительно важное значение для судеб всех европейских литератур и всегда оставались непревзойденными образцами эпического творчества.

Гомеровские поэмы прославляют красоту, смысл и ценность человеческой жизни, они подлинно народны не только потому, что их "знал наизусть каждый эллин" (В.Г. Белинский), но прежде всего потому, что они раскрывают социокультурную действительность и героику прошлого с точки зрения народа.

В поэмах Гомером дана обширная галерея мужских и женских образов, обладающих (несмотря на присущую им статичность) высокой художественностью. Созданные в духе стихийного реализма, "девственной наивности" (В.Г. Белинский), поэмы вместе с тем еще лишены психологизма. Гомеровское искусство захватывает своей благородной простотой и величием, широтой и многообразием воплощения жизни.

Еще в античные времена поэмы Гомера считались классическими образцами художественного совершенства, их изучали в школе, в них находили целый мир животворных идей, необходимых для формирования нравственного облика молодого поколения. Обладающие огромной познавательной ценностью, поэмы Гомера и сегодня сохраняют значение недосягаемого образца.