Древнегреческая лирика раннего периода

К концу VII в. до н.э. в Древней Греции завершился процесс разложения родового строя и возникали полисы (города-государства). Вместо прочных небольших племенных объединений, связанных кровнородственными отношениями, появляются большие племенные союзы, социально-экономической основой которых становится труд свободных земледельцев.

Данный социокультурный переворот существенным образом изменил направление идеологии и культуры Древней Греции, обусловил замену цельного мифологического мировоззрения коллектива индивидуальным нравственно-философским восприятием жизни, открыл возможности для рождения лирики.

Лирическая поэзия в Древней Греции явилась средством художественного самовыражения развивающейся личности, вышедшей из эпоса и навсегда сохранившей живую связь с фольклором.

В буквальном смысле лирическими в Древней Греции называли стихотворные произведения, которые исполнялись под аккомпанемент струнного музыкального инструмента - лиры. Такие произведения делились на декламационные (речитативные) и мелические (песенные).

Декламационная лирика. К декламационной лирике относятся элегии и ямбы. Для элегии характерен особый размер - элегическое двустишие - соединение гекзаметра и пентаметра. Элегии той поры - поэтические раздумья на общественные и личные темы - отмечались эмоциональностью и тенденцией к субъективности, но не имели (характерных для этого жанра позже) грусти и печали.

Возникновение ямба связано с культом богини Деметры. В одном из гомеровских гимнов рассказывается о том, как Ямба, служанка элевсинского царя, рассмешила скорбящую Деметру, у которой Аид похитил дочь Персефону, задорными и непристойными шутками, положив тем самым начало этому лирическому жанру. Примечательно, что элегии и ямбы сразу были превращены в средство острой политической борьбы демократии с родовой аристократией.

Одним из первым поэтов-элегиков был Тиртей. Сохранилась легенда, будто Спарта в трудный момент войны с Мессиной отправила в Афины послов с просьбой о помощи. Каково было изумление спартанцев, когда к ним явился хромоногий, некрасивый внешне учитель Тиртей. Но своими вдохновенными воинственными элегиями он возбудил доблесть спартанцев - и спартанцы победили. Лирика Тиртея - подлинный катехизис полисного патриотизма, она пронизана идеей любви к Родине, готовности самопожертвования во славу Отчизны.

Другим крупным представителем ранней древнегреческой лирики был Солон - выдающийся афинский государственный деятель и политический реформатор. Солон прославлял жизнь свободного грека с ее повседневными трудами и радостями, стремился укрепить молодое афинское государство, не допустить превращения свободных мелких собственников в рабов. Свои важнейшие политические реформы Солон излагал в звучных стихах, чтобы сделать новые законы достоянием всего народа.

Крупнейшим мастером ямбической поэзии был Архилох. Сын аристократа и рабыни, наемный солдат, он вел полную превратностей жизнь, воспевал воинские доблести и мужество, чувственные радости жизни, выступал с сатирическими ямбами против личных врагов.

Мелическая лирика. Центром мелической поэзии в Древней Греции являлся остров Лесбос, а ее крупнейшими представителями - Алкей, Сапфо и Анакреонт.

Поэт-аристократ Алкей, изгнанный победившим народом из Митилен, - мастер сложных ритмических форм, прославлял любовь и вино, критиковал порочность современной общественной жизни.

Сафо (Сапфо) - первая женщина-поэтесса античности, достоверных сведений о ней сохранилось мало. Родилась она во второй половине VII в. до н.э. в городке Эрес на Лесбосе, в знатной семье. Большую часть жизни провела в Митилене, откуда в 595 г. бежала на остров Сицилию (одновременно с изгнанием Алкея), где она организовала школу для молодых девушек-аристократок, которых обучала музыке, пению и поэзии. Вернулась на родину в 580 г., где и умерла в преклонном возрасте.

Сафо обладала ярким и сильным поэтическим дарованием и еще в древности прославилась как "Десятая муза". Любовная лирика, обрядовые и свадебные песни Сафо, близкие к фольклорным образцам, отличаются взволнованностью и искренностью, свежестью чувств и глубиной, гуманностью и благожелательностью.

Анакреонт (ок. 540-487 гг. до н.э.) - уроженец малоазийского города Теоса, классический певец любви, застольных пиров и дружеских бесед за чашей вина. В отличие от Сафо он рисует чувственную любовь в шутливых красках, не связывая ее с глубокими душевными переживаниями. В европейской литературе существовала целая школа "анакреонтической лирики", прославляющей игривую и легкомысленную любовь, изящество и нежность, вино и женщин. В России дань анакреонтике отдали К.Н. Батюшков и молодой A.C. Пушкин.

Хоровая лирика. Древнегреческая хоровая лирика уходила корнями в почву родового строя и всегда сохраняла живые связи с мифологией, особенно с культом бога Диониса.

Характерным признаком хоровой лирики было слияние в ней поэтического слова с музыкой и ритмическими телодвижениями, а также непременное присутствие дидактического элемента. Наиболее распространенными жанрами хоровой поэзии были: дифирамб, эпиникия и энкомия, а самым значительными представителями - Пиндар, Вакхимед, Арион, Ивик.

Выдающийся поэт Пиндар (518 - ок. 442 гг. до н.э.) получил широкую известность в древности. Он славил гармонически развитую личность, "прекрасного и мудрого человека", искренне полагая, что подобная личность может быть воспитана лишь в аристократическом обществе. Стихотворения Пиндара отличались торжественным возвышенным строем, изобиловали смелыми метафорами и сравнениями. Поэтический термин "пиндаризировать" всегда означал стремление поэтов прославить своего героя в наиболее торжественной форме.

В Европе Пиндару широко подражали в эпоху Возрождения и классицизма, а в России в его духе писали Державин и Ломоносов.