Драматургия

В отличие от Толстого и Достоевского Чехов не только гениальный прозаик, но еще и гений из гениев в области драматургии. Он объединил в своей деятельности как драматург три стихии: русский театр психологического переживания, западноевропейский интеллектуальный театр, а также тенденции и возможности авангардистского театрального искусства. А. П. Чехов и сейчас – самый репертуарный автор из числа драматургов XIX в., до сих пор открывающий громадные перспективы перед сценическими сто интерпретаторами.

П. Д. Боборыкин, современник Чехова, известный прозаик и драматург, утверждал, что подлинно всероссийская слава и осознание истинного масштаба творчества Чехова пришло в русское общество со времени постановки Московским Художественным театром его "Чайки" в 1898 г., выдвинувшей его в число наиболее популярных авторов. В одном из своих романов Боборыкин свидетельствует, что не побывать на постановках чеховских произведений в МХАТе было среди молодежи признаком крайнего консерватизма, если не ретроградства.

Однако парадоксальность ситуации заключается в том, что Чехов выступил в качестве драматурга, еще не став писателем, а только еще проявляя, как говорят в таких случаях психологи, свою писательскую направленность. Его первая юношеская пьеса "Безотцовщина" (или "Платонов" – по имени центрального героя) была создана в 18–19 лет, по не была завершена. Спустя столетие пьеса увидела сначала не свет рампы, а свет кинематографического луча: па ее основе был создан сценарий и снят фильм режиссером Н. С. Михалковым "Неоконченная пьеса для механического пианино".

Заметным явлением на русской сцене с конца 1880-х гг. стали водевили Чехова: "Медведь" (1888), "Предложение" (1889), "Трагик поневоле" (1889), "Свадьба" (1889) и др. Любопытная черта: водевили вышли из прозы писателя. "Лебединая песнь" (1887–1888), "самая маленькая драма во всем мире", по словам автора, возникла из рассказа "Калхас" (1886), "Трагик поневоле" (1889–1890) – из рассказа "Один из многих" (1887), "Свадьба" (1889–1890) – переработка трех рассказов: "Свадьба с генералом" (1884), "Брак по расчету" (1884) и "Свадебный сезон" (1881), "Юбилей" (1891) – из рассказа "Беззащитное существо" (1887). Эскизом для центрального героя первой "большой" пьесы Чехова "Иванов" (1887) послужил Лихарев из рассказа "На пути" (1886), а некоторые сюжетные линии и образы в "Чайке" (1896) уже были намечены в "Скучной истории" (1889); так что обвинения Чехова относительно "Чайки" в нарушении им норм этики, в том, что он использовал в образе Нины Заречной ситуации, случившиеся с хорошо знакомыми ему людьми, были основаны на недоразумении: критики Чехова плохо читали Чехова.

Последовательность появления крупных пьес писателя такова. В 1887 г. в московском театре Корша был показан "Иванов", вызвавший, по свидетельству автора, "аплодисментошиканье" публики и такие же противоречивые отзывы в прессе. Однако работа над пьесой была напряженной. Говоря о ее редакциях, Чехов весело заключает: "Иванов" дважды "выкапывался из гроба и подвергался судебной экспертизе", т.е. авторской правке и переработке. Это была первая пьеса Чехова в четырех действиях. Он словно установил свой канон драматургической архитектоники: все последующие пьесы, кроме, разумеется, водевилей, были у него в четырех действиях.

Затем появилась "Чайка". Первый спектакль в петербургском Александрийском театре 17 октября 1896 г. закончился провалом. Сказались неудачная режиссура, неуверенность исполнителей, для которых были непонятны роли, разрушавшие привычные сценические представления и актерские амплуа, главное же, на редкость неудачный подбор публики, пришедшей повеселиться в бенефисном спектакле популярной комической актрисы и встретившейся с совершенно иного рода пьесой, лишенной мелодраматизма и грубых фарсовых положений. Неслучайно последующие спектакли в том же театре и с тем же составом исполнителей шли с нарастающим успехом, как и в провинции, где пьеса сразу же была встречена тепло, с энтузиазмом.

Спустя два года с величайшим, поистине триумфальным успехом "Чайка" была представлена в Московском Художественном театре в сезон 1898/99 гг., и на его занавесе, как эмблема театра, навсегда осталось в память об этом событии изображение летящей чайки. Самое замечательное – это было доказано временем – заключалось в том, что именно "Чайка" оказалась наиболее репертуарной из пьес Чехова и остается таковой до сих пор; с ней в этом отношении может соперничать только "Вишневый сад".

В 1899 г. в МХАТе был поставлен "Дядя Ваня", но еще раньше пьеса шла в провинции в первоначальной ее редакции ("Леший", 1889), подвергнутой автором позднее сложной переработке. В 1900 г. закончены "Три сестры", премьера состоялась в январе того же года. "Вишневый сад" был завершен в 1903 г., премьерный спектакль с триумфом прошел 17 января 1904 г., когда восторженная публика торжественно чествовала Чехова по случаю 25-летия его литературной деятельности. Это была четвертая пьеса, поставленная здесь, на этой сцене, и последняя пьеса Чехова. В начале июля 1904 г. он скончался.