Драматургическая социология

Эрвин Гоффман, ученик Мида, считается создателем драматургической социологии – одной из разновидностей символического интеракционизма и понимающей социологии. У Э. Гоффмана мир взаимодействия людей – поле игры, замысел которой надо установить посредством социологического исследования. В основе социодраматургической перспективы лежит сравнение повседневного мира с театральным действием.

В драматургической концепции исходным пунктом служит метафора социальной сыгранности людей: общество – это огромный театр. При общении люди пытаются произвести впечатление друг на друга. Как правило, это происходит неосознанно. Вместе с тем роли, которые играют люди, позы, которые они принимают, могут быть рассмотрены как типичные социальные представления, т.е. символические обозначения договоренностей между людьми о способе поведения. Сыгранность членов общества проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество – как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют свое поведение себе и другим.

Социальное взаимодействие Гоффман представлял как непрерывную череду небольших драм, которые случаются с каждым из нас и где мы, в качестве акторов, играем самих себя. В качестве драмы могут проявлять себя не только бытовые ссоры, перебранки или конфликты, где всплеск эмоций и страстей достигает, кажется, своего апогея. Любое повседневное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии каждой следующей ситуации и разыгрываем ее по неписаным социальным правилам, созданным традициями и обычаями либо нашим воображением и фантазией. Вступив в конфликт, муж, жена, ребенок или теща упорно держатся предписанных им социальных ролей, которые нередко противоречат их собственным интересам. Отвечая на обвинения жены в том, что муж почти перестал бывать дома и видеть своих детей, он защищается тем, что выставляет себя в качестве хорошего исполнителя роли отца или мужа, а нападая на жену, старается обнаружить у нее такие же ролевые недостатки: она плохая домохозяйка или незаботливая мать.

Гоффман Эрвинг (1922–1982) – американский социолог, социолингвист и социальный психолог канадского происхождения, профессор университетов Чикаго, Калифорнии, Пенсильвании. Наиболее влиятельный представитель микросоциологии, создатель так называемого социодраматургического подхода, одна из ярких фигур символического интеракционизма; представитель второго поколения Чикагской школы в социологии. Степень бакалавра получил в университете Торонто (1945), магистра (1949) и доктора наук (1953) – в университете Чикаго. Этнографический материал для диссертации и своей первой книги. "Представление себя другим в повседневной жизни" (1959), переведенной на 10 языков мира, собирал на Шетлендских островах (Атлантический океан). Звание полного профессора получил в 1962 г. в Калифорнийском университете (Беркли). В 1968 г. стал профессором социологии и антропологии в Пеннсильванском университете, в 1977 г. награжден премией Гугенхаймовского общества, в 1981 – 1982 гг. являлся президентом Американской социологической ассоциации. Автор 11 монографий[1]

Наиболее значительным его вкладом считается исследование о символическом взаимодействии в игровой форме. Основные методы исследования: включенное наблюдение, анализ документов, кейс-стади. Сбору и анализу статистических данных предпочитал включенное наблюдение и качественную методологию.

Одним из первых он начал изучать межличностное взаимодействие, или микросоциологию, детально разрабатывать драматургический подход к взаимодействию людей. Начиная с ранних работ, трактует социальную жизнь как метафору театра, анализирует способ, каким люди играют социальные роли и управляют впечатлением, оказываемым друг на друга. Для обозначения техники управления впечатлением использовал термин "драматургия".

Любой человек в течение одного дня бывает задействован сразу в нескольких "театрах жизни" – в семье, на улице, в транспорте, магазине, на работе. Смена подмостков, как и смена ролей, вносит динамику в повседневное существование, оттачивая наш социальный профессионализм. Чем в большем количестве социальных групп и ситуаций мы участвуем, тем больше социальных ролей исполняем. Но в отличие от литературного театра, в театре жизни конец пьесы не известен и ее нельзя переиграть заново. В жизни многие драмы связаны с серьезным риском, иногда с риском для жизни, и большинство из них разворачиваются по неизвестному для акторов сценарию.

Театр жизни имеет собственную драматургию, которая лучше всего описывается философией экзистенциализма. Анализируя пограничные ситуации, где человеку приходится принимать вызов судьбы, решать такие проблемные ситуации, которые связаны с выбором жить или умереть, Э. Гоффман вторгается в традиционную область экзистенциальной социологии. Экзистенциалисты определяют акт социального действия как свободный выбор человека в пограничной ситуации, т.е. в фатальных обстоятельствах, где индивид либо отстаивает свое право на существование, либо этого не происходит.

В книге "Лечебница: размышления о социальных ситуациях среди психических больных" (1961) Э. Гоффман изложил свою концепцию тотального института, куда зачислял тюрьмы, армейские организации и психбольницы.