Доверие технике как фактор безопасности эргатической системы

Доверие – одна из основополагающих функций в жизни человека, позволяющая выделить в окружающем мире людей, объекты и явления, от которых он ожидает не только отсутствие угроз своему благополучию, но и безусловное получение помощи, поддержки и понимания своих оценок, поступков и действий.

А. Б. Купрейченко, исВперед психологию доверия и недоверия, пишет: "...доверие как психологическое отношение включает интерес и уважение к объекту или партнеру; представление о потребностях, которые могут быть удовлетворены в результате взаимодействия с ним; эмоции от предвкушения их удовлетворения и позитивные эмоциональные оценки партнера; расслабленность и безусловную готовность проявлять по отношению к нему добрую волю, а также совершать определенные действия, способствующие успешному взаимодействию" [7, с. 56–57].

В психологии доверие изучается прежде всего как вид отношений между людьми, т.е. как социально-психологическое явление. Поэтому возникает вопрос о правомерности использования понятия доверия применительно к техническим системам, объектам и механизмам. В пользу использования можно привести два главных аргумента.

Во-первых, в проектировании, производстве и эксплуатации техники всегда принимают участие коллективы специалистов. Поэтому, когда речь идет о доверии технике, имеется в виду, что это и доверие к создавшим ее проектировщикам и производителям, обслуживающему персоналу.

Во-вторых, современная техника "берет на себя" реализацию все более широкого спектра функций, которые раньше выполнял человек, – интеллектуальных, прогнозных и даже управленческих. Не случайно, специалисты приписывают технике антропоморфные (человекоподобные) свойства, например называют ее "умной", обращаются с ней как с человеком. По данным опроса машинистов локомотивных бригад, в сложных и труднопрогнозируемых дорожных ситуациях они относятся к технике (локомотиву) как к человеку: хвалят ее или ругают, просят у нее помощи. Например, называют технику ласковыми словами, из которых 77% составляют слова женского рода ("моя родная", "милая моя", "дорогая", "лапушка" и др.), а 23% – слова мужского рода ("молодец", "красавец", "друг" и др.). В сложных ситуациях, как отмечают участники опроса, приходится "подбадривать" технику, обращаться к ней за помощью: "Не капризничай!", "Крошка, тяни!", "Ну же, помогай!", "Давай, дорогой, сделаем эту работу" и т.п. [9]. Приведенные данные свидетельствуют об обоснованности использования понятия доверия применительно к техническим системам. С помощью специально разработанного опросника обследованные машинисты (554 чел.) были распределены на три группы по уровню доверия технике (рис. 23.3).

Рис. 23.3. Распределение машинистов локомотивных бригад по уровню доверия технике

Самой представительной была группа машинистов со средним уровнем доверия технике.

Далее выяснялась связь между уровнем доверия технике и числом машинистов, совершивших ошибочные действия при управлении локомотивом. Установлен нелинейный характер этой связи (табл. 23.1).

Таблица 23.1

Доля машинистов, совершивших ошибочные действия (в %)*

Уровень доверия технике

Доля машинистов, совершивших ошибочные действия

Доля машинистов с психосоматическими нарушениями

Высокий

19

20

Средний

37,8

39

Низкий

25

35

* За 100 % принято число машинистов в каждой группе.

Как следует из приведенных в табл. 23.1 данных (средний столбец), в группе с высоким уровнем доверия технике ошибочные действия совершили 19% машинистов, т.е. ошибочные действия допускал каждый пятый машинист с высоким уровнем доверия технике. В группе со средним уровнем доверия доля таких машинистов возросла в 2 раза, а в группе с низким уровнем доверия – снизилась и составила 25%, т.е. ошибочные действия допускал каждый четвертый оператор с низким уровнем доверия технике. Выявленные различия между операторами со средним уровнем доверия технике и операторами с высоким и низким уровнем доверия технике статистически значимы (р < 0,05 по критерию х2 Пирсона). Между группами операторов с высоким и низким уровнем доверия статистически значимых различий не установлено. Таким образом, относительно лучшие показатели безопасности отмечены в группах машинистов с высоким и низким уровнем доверия, а относительно худшие – в группе машинистов со средним уровнем доверия.

Было сделано предположение, что относительно небольшое число машинистов, совершавших ошибочные действия, в группе с низким уровнем доверия технике может быть объяснено усилением их произвольного контроля за функционированием техники и правильностью собственных действий. Такое усиление требует мобилизации ресурсов внимания для поддержания постоянной готовности к непредвиденному развитию ситуации. В свою очередь, длительная мобилизация ресурсов внимания приводит, как правило, к чрезмерному напряжению обеспечивающих функциональных систем и возникновению психосоматических нарушений и заболеваний.

Сравнительный анализ частоты психосоматических заболеваний (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь) показал, что относительная доля работников с такими заболеваниями значительно (в 1,75 раза) больше в группе машинистов с низким уровнем доверия, чем в группе машинистов с высоким уровнем доверия технике (правый столбец табл. 23.1). Можно говорить о том, что относительно высокие показатели безопасности у машинистов с высоким и низким уровнем доверия технике достигаются за счет разной "физиологической цены" деятельности.

Таким образом, уровень доверия операторов технике может рассматриваться в качестве существенного фактора безопасности эргатических систем.