Дошкольный возраст

Ребенок переходит в дошкольный возраст. Своеобразие социальной ситуации развития в дошкольном возрасте состоит в том, что ребенок уже понимает, что есть он и есть другие взрослые. Он определенным образом относится к ним, а они относятся к нему. Поскольку взрослый выступает для ребенка как носитель социальных отношений, ребенок начинает подражать взрослому. Так как ребенок не может воспроизвести социальные отношения точно в силу ограниченных возможностей, у дошкольников развивается игра. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивает, что маленький ребенок не может подражать неживым объектам, он подражает только взрослым.

Главная характеристика игры определяется наличием мнимой ситуации. Мнимая ситуация предполагает, что ребенок переносит значение одних предметов на другие. Например, ребенок может считать куклу дочкой, стул лошадью и т.п. Однако, играя, ребенок не теряет и реальных значений вещей. Здесь фактически отмечается сложный характер психических процессов, сопровождающих игровую деятельность дошкольников.

Игра и развитие речи во многом обусловливают развитие детского воображения. Анализируя этот процесс, Л. С. Выготский выделяет два различных типа активности детей. Один связан с созданием новых образов путем комбинирования старых в новых сочетаниях, а другой характеризует процесс отнесенности образов одной реальности к другой. Он указывает на четыре основные формы, связывающие "деятельность воображения с действительностью". Первая форма основывается на комбинировании образов впечатлений, полученных от реальных объектов; вторая – на установлении связи между готовым продуктом фантазии и сложным явлением реальности; третья – на эмоциональной связи; четвертая – на новом содержании образа фантазии, которое ранее не встречалось в реальности, но воплощается в продукт.

Особый интерес представляет третья форма связи между деятельностью воображения и реальностью, которую Л. С. Выготский определяет как "эмоциональную". Он подчеркивает, что "всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству"2. По его мнению, эмоция обладает особой способностью выбирать для себя соответствующие впечатления. Мы видим, что Выготский, прямо не называя, указывает на особый процесс опосредствования между двумя различными реальностями, одна из которых представляет когнитивные процессы, другая – аффективные. Важно отметить не только генеральную идею единства аффекта и интеллекта, но и идею существования особого отношения между когнитивной и аффективной сферами человека, раскрытую Выготским. Суть этого отношения можно назвать символическим опосредствованием. Символическое опосредствование в каком-то смысле устанавливает отношение между двумя рядами действительности – эмоциональным рядом, в основе которого лежит общий эмоциональный знак, и когнитивным рядом, который легко поддается интеллектуальному комбинированию.

Если в раннем детстве выделяется и проходит основной путь развития восприятие ребенка, то в дошкольном возрасте развивается память. Память дошкольника носит непосредственный характер. Это означает, что дошкольник не использует различных приемов и средств для запоминания. Именно память является тем центром, вокруг которого группируются другие функции. Например, воспринимать для дошкольника означает узнавать, а мыслить – вспоминать. Воображение также невозможно без представлений, удерживаемых в памяти ребенка. Мышление в этом возрасте носит комплексный характер: различные предметы объединяются словом наподобие того, как люди объединяются одной фамилией. Другими словами, признак, по которому объекты составляют общую группу, отличается от логического обобщения. Объекты входят в какую-либо совокупность на основе представлений ребенка о том, как они встречались в его жизни, т.е. на основе наглядных связей, отраженных в образах памяти. В итоге, к школьному возрасту ребенок располагает относительно развитым вниманием и памятью в силу того, что внимание есть функция структурирования воспринимаемого и представляемого памятью.

Особый путь развития проходит речь ребенка. Если в начале возраста она целиком опирается на примитивные комплексные структуры, то к концу дошкольного возраста существенным образом меняется характер детских обобщений. У дошкольника возникают псевдопонятия. Они по своему внешнему составу соответствуют понятиям взрослых, но входящие в них предметы объединяются по комплексному признаку. Таким образом, речь дошкольника приближается по смыслу к речи взрослого в том отношении, что и взрослый, и ребенок имеют в виду сходные содержания. Конечно, структурно сознание ребенка-дошкольника отличается от сознания взрослого. В качестве системообразующей функции у ребенка выступает память, а у взрослого – мышление в системе научных понятий. В этом отношении развитие памяти является, по Л. С. Выготскому, главным новообразованием дошкольного возраста.

Дошкольное детство заканчивается кризисом семи лет. Внешне кризис проявляется в поведении ребенка, когда он манерничает, гримасничает, играет роль шута, в его поведении появляется что-то нелепое, искусственное, нарочитое. Л. С. Выготский объясняет появление кризиса потерей непосредственности. Это означает, что если раньше любое желание ребенка сразу же переходило во внешнее действие, то теперь произошло разделение внешней и внутренней сторон личности: "Между переживанием и непосредственным поступком вклинивается... интеллектуальный момент". Поскольку внешняя и внутренняя стороны личности стали различаться ребенком, он стал способен называть свои состояния, а значит, и обобщать их. Его переживания приобрели смысл: у ребенка появляется ориентировка в своих чувствах. Наличие смысловых переживаний (когда, например, ребенок понимает, что сердится) усложняет систему переживаний ребенка, он начинает обобщать эти переживания, что приводит к появлению логики чувств. У него развиваются такие качества, как самооценка и самолюбие, однако эти свойства личности не теряются в дальнейшем развитии. Исчезают же, по Выготскому, конфликтные, противоречивые переживания, борьба переживаний, которые сменяются на новые качества школьного возраста. От себя мы бы добавили, что, возможно, Выготский имел в виду попытки ребенка определить первые отношения к своей внешности и своему внутреннему миру, которые так же, как и автономная речь в раннем возрасте, были заменены более устойчивыми структурами школьного возраста.