Домашняя самостоятельная работа

Домашняя практика – заключительный этап продуктивного урока. На данном этапе учитель определяет объем оптимальной тренировочной работы, необходимой для закрепления изученного материала и приобретения прочных навыков. Своих целей он достигает не перегрузкой учеников, увеличением объема упражнений, а перспективной системой повышения прочности навыков путем рассмотрения изученного в контексте дальнейшего изучения новых знаний.

Особенность данного этапа урока заключается в том, что выполнение домашнего задания начинается в классе, но когда звонок извещает о завершении урока, работа перерывается на полуслове: недописанном предложении, незаконченном действии. Почему нужно делать именно так? Исследованиями психологов доказано, что лучше запоминаются прерванные, т.е. незаконченные, действия, чем завершенные. В психологии известен так называемый эффект Зейгарник, который связывает прочность запоминания с завершенностью действия. Законченные действия "выбрасываются" из памяти как завершенные, а незавершенные, напротив, долго помнятся, требуя завершения. Следовательно, домашнее задание должно начинаться в классе, тогда оно будет относиться к незавершенному действию, которое требует завершения дома. Исходя из этих соображений акцентированное окончание урока, к которому тяготеет классическая методика, является непродуктивным. Действие должно перерываться, желательно на самом интересном месте, и ожидать своего продолжения.

В этом есть еще один выигрышный момент. В соответствии с классической методикой домашнее задание объявляется в конце урока. Учитель добился того, чтобы ученик записал в дневник номера упражнений или примеров, которые нужно выполнить дома, ученик это сделал – дело завершено. Дома ученик читает номера заданий, но не может вспомнить, что делали в классе. В задании, которое нужно выполнить дома, отсутствует связь с классной работой. Домашние упражнения часто не выполняются именно потому, что действия завершились в классе. Совсем иначе выглядит домашняя работа, начатая в классе: ученик раскрывает свою тетрадь и видит незаконченное действие, поэтому ему значительно легче вспомнить, что и как он делал в классе. В результате процент отказов от выполнения домашнего задания существенно уменьшается (до 70%), а производительность (осознанность, самостоятельность) выполнения работы значительно повышается.

Таким образом, продуктивный урок заканчивается не по звонку, а тогда, когда ученик сам завершает выполнение своего задания. Иногда дети так увлекаются работой, что затягивают выполнение заданий на несколько минут после окончания урока. Учителя должны радоваться тому, что самостоятельность и ответственность повышаются, а принуждение и зависимость сокращаются. В связи с этим более понятным становится и предпочтение варианта школьной работы по схеме "45 + 15 = 60", т.е. 45 мин урока и 15 мин перерыва. Урок при этом начинается, скажем, в 9.00, потом делается 15-минутный перерыв, а следующий урок начинается в 10.00 и т.д.

* * *

Подведем итоги. Продуктивный урок – это практическая реализация базовой модели продуктивной педагогической технологии, которая предусматривает:

• распределение цели эдукации на конкретные учебные и воспитательные задания;

• полное понимание и принятие учениками целей, которые ставятся перед ними;

• разделение процесса эдукации на отдельные шаги по количеству поставленных заданий;

• отбор необходимого и достаточного количества упражнений для полного усвоения каждого шага;

• применение пятиуровневой практики;

• достижение точности выполнения заданий не менее 70–90% па каждом этапе и 100% – на итоговом этапе;

• обеспечение постепенности при переходе к новым заданиям.

Продуктивное учебное занятие создает мощную учебную среду, где акцентируется собственная деятельность ученика, где подавляющую часть времени дети занимаются выполнением упражнений и где они просто не могут не достичь высокого уровня усвоения материала. Для успеха обучения не менее 80% всех занятий должны проводиться по продуктивной схеме.